Татьяна Смирнова
Экспериментирование с воздухом. Самоанализ занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Подарок Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ
организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
Тема ООД: «Подарок Незнайки».
Работа велась с подгруппой детей из 8 человек.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Была проведена предварительная работа:
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Самоанализ
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
чтение Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; дидактическая игра «Летает – не летает»; рассматривание мини-коллекции «Воздушный транспорт»; просмотр презентации «Воздух»; беседы «Чем мы дышим», «Кому нужен воздух», «Воздух вокруг нас»; надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
В ходе ООД предполагалось решить следующие задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.
2. Закреплять представления детей о значимости воздуха.
3. Формировать умение детей устанавливать причинно- следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки детей в процессе экспериментирования.
2. Активизировать речевую деятельность и расширять активный словарь детей.
3. Развивать умение размышлять, отстаивать свое мнение.
Воспитательные:
3. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, решительность.
4. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий материал:
посылка, письмо, воздушные шары, целлофановые пакеты, листы бумаги, пластмассовые бутылочки с пенопластовыми шариками, трубочки, зубочистки, картинки, апельсин, мультфильм «Что такое воздух». Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач.
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на неё, я использовала мотивацию: в группу пришла посылка от Незнайки с воздушными шариками и создала проблемную ситуацию «Как играть с шариками? Что нужно, чтоб шарики надуть?»
В ходе проведения занятия я использовала метод исследовательской деятельности - эксперимент, главное достоинство которого непосредственный контакт с предметами и материалами. Его применение дало детям реальное представление о воздухе, познание его свойств, качеств. Для активизации детей были использованы следующие методы: словесный (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение); наглядно - демонстрационный (письмо, показ наглядных пособий, карты-схемы, показ мультфильма); практический (проведение экспериментов) и приемы: игровой (мотивация). А также здоровьесберегающие технологии (психологический настрой, физкультминутка).
При подготовке к занятию подобрала и продумала расположение и перемещение детей в предметно-пространственной среде, оснащение занятия техническими средствами обучения. Проектор использовался для демонстрации мультфильма «Что такое воздух», для эмоционального настроя и закрепления знаний детей о воздухе. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Занятие состояло из четырё х взаимосвязанных между собой этапов: организационный момент, мотивационно-ориентировочный, поисково- практический, рефлексивно-оценочный.
На первом этапе создала у детей доброжелательный, психологический настрой.
На втором этапе дети получили посылку и письмо от Незнайки, которые вызвали у них внутреннюю потребность включения в исследовательскую деятельность (т. е. познавательную мотивацию).
На третьем этапе решались все поставленные мною задачи.
Устанавливая причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования, дети закрепили знания о свойствах воздуха и смогли сделать выводы, применяя свои знания об окружающем мире. А именно:
- имея практический опыт наполнять предметы воздухом (воздушные шарики, целлофановые пакеты) дети смогли сделать вывод о том, что воздух вокруг нас;
- имея чувственный опыт и знания о цветах, о форме дети смогли сделать вывод о том, что воздух бесцветный, не имеет формы;
- на базе развитого чувства обоняния и знания запахов, дети смогли сделать вывод о том, что воздух без запаха;
- имея практический опыт наблюдений, дети смогли сделать вывод о том, что движение воздуха это ветер.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Вопросы были четко сформулированы, просты и понятны детям, соответствовали уровню развития детей, задачам занятия.
В ходе занятия на поисково-практическом этапе я планировала развитие личностных качеств дошкольников: целеустремленность, настойчивость, решительность, умение размышлять, добиваться результатов, отстаивать свое мнение, обобщать результаты экспериментов, которые реализовались в исследовательской деятельности.
В ходе занятия я старалась активизировать речь детей и пополнить словарный запас новыми словами. Соблюдение двигательного режима и дыхательные упражнения позволили повысить умственную работоспособность, предупредить утомление, поэтому дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Во время занятия выстраивала с детьми партнёрские отношения, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания строила грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Для большего закрепления знаний о свойствах воздуха, дети просмотрели мультфильм.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала карты - схемы, в ходе которого проверка усвоения материала подтвердила успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно словесным поощрением и мотивацией на дальнейшие игры и развлечения с воздушными шариками.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приёмов.
Дети проявляли самостоятельность и инициативу в выборе способов действий при решении поставленной задачи.
Считаю, что поставленная в начале занятия цель : открытие свойств воздуха достигнута, задачи выполнены.