Людмила Валуева
Самоанализ НОД во второй младшей группе «Роспись филимоновской лошадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
НОД интегрированная с использованием электронных образовательных ресурсов и игровых технологий, направлена на развитие художественных, творческих способностей воспитанников по мотивам филимоновской игрушки.
Поставленные задачи на НОД конкретны, соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню развития детей данной группы.
Публикация «Самоанализ НОД во второй младшей группе „Роспись филимоновской лошадки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадка. Филимоновская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Самоанализ
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
Использовано достаточно наглядных пособий и оборудования: интерактивная доска, ноутбук, флеш-карта; запись музыки «Ах, ярмарка» русская народная мелодия; русская плясовая «А я по лугу»; презентация «Филимоновская игрушка»; шаблоны-силуэты лошадок; ватные палочки, гуашь красного, желтого и зеленого цветов, салфетки, вода; кукла Филимоновская барышня; корзина с филимоновскими игрушками; стол-заготовка «На лужке» с игрушками-свистульками.
Материалы и оборудование соответствуют гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей.
В начале НОД старалась заинтересовать детей на предстоящую деятельность за счет приветствия (здоровались с солнцем, небом, ветерком, дубком).
На НОД создала условия для возникновения у детей внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности (присутствие игрового персонажа куклы - Филимоновской барышни, сюжетосложения (рассказ воспитателя о филимоновских игрушках с использованием художественного слова, ИКТ (показ презентации «Филимоновская игрушка»).
Старалась привлекать детей к формулировке целей деятельности - познакомить с историей возникновения филимоновского промысла, учить детей создавать узоры по мотивам филимоновской игрушки, воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию лошадки на шаблоне-силуэте ватными палочками.
Организация вариативного пространства группы соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: наличие пространства для игры, свободный выбор детьми цвета гуаши для рисования, наличие предметов, стимулирующих игровую, двигательную и познавательную активность детей (филимоновские игрушки-свистульки, показ слайдов).
На НОД учтены возрастные и индивидуальные особенности детей (восприятие материала, его доступность).
Использованы разнообразные методы образовательной деятельности:
- наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий: кукла – филимоновская барышня, филимоновские игрушки-свистульки, мультимедийные продукты, шаблоны-силуэты лошадок, стол-заготовка «На лужке»;
- словесные: беседа, личное и от лица куклы-барышни общение воспитателя с детьми о филимоновских игрушках, художественное слово, рассказ воспитателя о филимоновских игрушках;
- игровые: физкультурная минутка под музыку «Кони на лужок пошли», игра «Мы шагаем друг за другом», стол-заготовка «На лужке»;
- практические: показ воспитателем нетрадиционной техники выполнения отдельных приемов рисования разноцветных полосок ватными палочками.
При подборе методов и приёмов учитывались психофизические особенности детей. Выбранные мною приёмы соответствовали возрасту детей, требованиям методики, способствовали привлечению и сосредоточению внимания детей, воспитанию интереса к народной филимоновской игрушке, желанию самостоятельно рисовать, создавать узоры по мотивам филимоновской игрушки.
Использованы разнообразные формы организации НОД: групповые, индивидуальные.
Использованы современные образовательные технологии:
- игровые (приветствие, разговор с куклой-барышней, игра «Мы шагаем друг за другом», игра с нарисованными лошадками (использование стола-заготовки «На лужке»);
- ИКТ (показ слайдов);
- проблемного обучения (рассказ о филимоновских игрушках, как их делал мастер Филимон, какие игрушки яркие, красивые, радостные и почему они называются филимоновскими);
- здоровьесберегающие (физкультурная минутка под музыку «Кони на лужок пошли» с использованием речи и движений. Дети эмоционально воспринимали текст, живо на него реагировали, что позволило активизировать детей, придать им хорошее настроение);
- нетрадиционное рисование на шаблонах-силуэтах филимоновских лошадок ватными палочками.
Прослеживалась интеграция образовательных областей, реализуемых на НОД: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»; наличие смены детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, художественная, чтение художественной литературы.
Имеет место организация совместной деятельности педагога с детьми на принципах партнерского взаимодействия: взрослый - партнер, рядом с детьми (вместе, в круге; разрешено свободное размещение, перемещение детей; присутствует общение детей в процессе деятельности.
Установлен контакт со всей группой и каждым ребёнком. Характер педагогического общения и взаимодействия с детьми личностно-ориентированный. Дети ощущали себя комфортно и непринуждённо.
На НОД осуществлялась эмоциональная поддержка детей: старалась уважительно относиться к детям (называла по имени, давала возможность детям высказаться, старалась дослушать до конца). Ярким и запоминающимся моментом на НОД явился показ слайдов о филимоновских игрушках в музыкальном сопровождении. Дети с большим вниманием и интересом смотрели и любовались филимоновскими игрушками-свистульками на экране, было заметно по их лицам, что они им нравятся, забавляют их своими яркими красками. Показ вызвал положительные эмоции и создал хорошее настроение у детей.
У детей имеется желание поддерживать беседу, отвечать на вопросы.
Присутствовало непосредственное общение педагога с детьми (смена позиций взаимодействия, говорила за куклу-барышню разными интонациями). Дети были доброжелательными собеседниками с воспитателем. Культура речевого общения детей на уровне возраста. Но, в основном, преобладала моя речь. Следует в дальнейшем привлекать детей к умению вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть более активными в речевом развитии.
Уделено место обогащению и активизации словаря за счет употребления слов «игрушка-свистулька, деревенька, филимоновская, мастерица, узоры, разноцветные полоски, лужок, кони удалые». Надеюсь, что дальнейшая индивидуальная работа в режиме дня позволит мне научить детей правильному произношению сложных слов.
Имелись способы поддержки индивидуальности, инициативы, творческой активности детей: создала условия для свободного выбора детьми художественной деятельности, участников совместной деятельности в проведении игр; создала условия для выражения своих чувств и мыслей в нетрадиционном рисовании лошадок на шаблоне-силуэте при помощи ватных палочек; поддерживала детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (оказывала помощь при затруднениях в ответах, учитывала настроение детей, старалась поддерживать самостоятельное использование детьми личного опыта при ответах на вопросы).
Рефлексивный этап НОД - подведение итогов с детьми, выражение эмоций по итогам деятельности: Какие вы молодцы! Столько сегодня успели сделать! С филимоновскими игрушками познакомились, помогли лошадке найти друзей, расписали своих лошадок, как настоящие мастера. А лошадка-то очень любит играть, резвиться на зеленом лужке. Давайте нашу Барыньку пригласим и поиграем все вместе с лошадкой! (использование стола-заготовки «На лужке»).
Выход на самостоятельную деятельность детей.
Объём программного содержания достаточный для усвоения детьми младшего дошкольного возраста.
НОД соответствует требованиям санитарно-гигиенических и материально-технических условий.
Структура НОД выдержана, рационально использовано время, темп НОД умеренный.
Длительность занятия соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 – 15 мин.