Токбаева Дана Муаедовна
Самоанализ логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому логопедическое воздействие на речь нужно начинать как можно раньше, поэтому я занялась реализацией вопросов речевого развития, именно с дошкольного возраста. Исходя из этого, было решено связать логопедическую работу с привлечением познавательных средств развития детей.
Публикация «Самоанализ логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
В нашем детском саду созданы предпосылки для эффективной логопедической работы. Уже давно сад осуществляет познавательно – речевой приоритет. Используя собственные разработки, опыт известных педагогов, была создана общеобразовательная программа с приоритетом развития и коррекции речи дошкольников, в которой выделялись основные задачи:
Задачи:
• создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через познавательную деятельность ;
• создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через познавательно – речевую сферу;
• организовать длительное воздействие на ребенка элементами опытно – экспериментальной деятельности и методами развития речи;
• использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
• создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через познавательную деятельность ;
• углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
• совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
Ожидаемые результаты:
• повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
• позитивное взаимодействие детей в коллективе;
• правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
• раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
• целостное воздействие на речевую систему;
• речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Опираясь на вышеперечисленные задачи был создан календарно – тематический план занятий, при составлении которого использовала знания психолого – педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. В планировании я использовала принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит,
помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала. Результаты показывают, что проводимая коррекционно – развивающая работа по развитию речевой системы в целом, способствовала устранению речевых недостатков, позволило проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимоуважение в коллективе.
Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в детском саду – это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию в детском саду. У нас функционирует комната театральной деятельности. Оформление которой, заняло много сил и времени. Вместе с детьми рисовали, клеили элементы для настольного, теневого театров, различные природные зоны. У ребят это любимое место. Старшие дошкольники реставрируют атрибутику, рисуют, придумывают элементы к сказкам. Ухода и заботы требуют и многочисленные комнатные растения. Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей и взрослых.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны, кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Используем межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке).
Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”. Поэтому на занятиях я стимулирую внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
При проведении диагностики опираюсь на критерии, разработанные авторами программы «Детство» Бабаевой Т. И., Л. Г. Гогоберидзе. и др.
Кроме того, использую диагностический материал Г. А. Волковой «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи», направленный на выявление речевых нарушений у детей, который позволяет проанализировать словарный запас, сформированность грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия и связной речи, а также авторский материал с тестовыми заданиями с применением ИКТ.
Диагностику провожу в три этапа, которые представлены в таблице 1.
(Таблица 1)
Первичный Составление индивидуального и группового плана коррекционной работы с детьми
Промежуточный Внесение дополнений и изменений в план индивидуальной и групповой коррекции
Заключительный Отслеживание динамики коррекционно-развивающей работы в соответствии с планом коррекционной работы с детьми
Таким образом, эффективное применение современных диагностических методик позволяют мне точно сформулировать заключения, составить план индивидуальной и групповой коррекции развития детей, который постоянно пополняется и уточняется в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.