Наталья Кузнецова
Самоанализ для аттестации. Музыкальный руководитель
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ профессиональной деятельности
Я, Кузнецова Наталья Васильевна, в должности музыкального руководителя работаю 18 лет. В данном учреждении 10 лет. За межаттестационный период прошла курсы повышения квалификации:
2011г ГОУ ДПО (повышение квалификации) специалистов Учебно-методический центр «Байкал» тема: «Организация работы подготовительных отделений и отделений раннего эстетического развития» 72 часа;
Публикация «Самоанализ для аттестации, Музыкальный руководитель» размещена в разделах
2012г Институт развития образования Иркутской области тема: «Экспертиза в образовании. Экспертиза управления качества образования» 72 часа;
2012г прошла стажировку на базовой опорной площадке Г. Черемхово по направлению «Модернизация муниципальных систем образования» 24 часа;
2012г ГОУ ВПО ВСГАО «Использование современных и информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе» 72 часа;
2012г ГОУ СПО Иркутский музыкальный колледж участие в мастер-классе «Интенсификация образовательного процесса» 16 часов.
I. Создание условий для организации музыкальной деятельности воспитанников.
Работая в сельской местности, приходится часто сталкиваться с проблемой организации предметно-развивающей среды. Помещение нашего детского сада не является «типовым проектом», поэтому не предусмотрен музыкальный и спортивный зал. Тем не менее, оказавшись в таких условиях, основываясь на «Концепции построения развивающей среды», мы приспособили игровую комнату подготовительной группы для проведения музыкальных занятий. Художественно-эстетическое пространство зала организовала по следующим принципам:
1. Индивидуальные возрастные особенности детей
2. Стимулирование к творческой активности, самостоятельности (индивидуальные интересы, склонности и предпочтения).
3. Сочетание различных центров в эстетической организации пространства.
С учётом этих принципов в группе, которая приспособлена под музыкальный зал на время проведения занятий, развлечений и праздничных мероприятий можно выделить несколько центров детской деятельности:
1. Центр театрализованной деятельности включает: различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, импровизированная сцена, сценические костюмы, атрибуты к постановкам, маски для драматизации, ширмы.
2. Центр музыкальной деятельности позволяет организовать музыкальные занятия : групповые, подгрупповые, тематические, доминантные, комплексные, занятия-путешествия, конкурсы, викторины, праздники, развлечения, досуги и т. д.
3. Центр игры на музыкальных инструментах содержит многообразие музыкальных инструментов : ударные, духовые, шумовые, инструменты Карла Орфа, позволяющие воспитанникам выбирать инструменты по желанию и играть в оркестре, как организованными группами, так и в самостоятельной деятельности.
4. Центр танцевального творчества оборудован дидактическим материалом: ленточки, платочки, мячи, флажки, цветы, обручи и т. д.
Для работы с детьми создана библиотека с музыкальным материалом, аудиотека – содержит классическую зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала. Музыкальное оформление занятий и досуговых мероприятий соответствует современным требованиям организации музыкальной деятельности; использование музыкального центра, микрофонов, компьютера, телевизора способствуют более глубокому восприятию воспитанниками материала.
Для развития музыкально-сенсорных способностей детей использую музыкально-дидактические игры. Разработала авторские дидактические пособия: «Ритмическое лото», «Ритмические карточки», «Симфонический оркестр» (с использованием мультимедийного оборудования, картотека пальчиковых и подвижных игр, а также картотеку мультимедийных презентаций.
Исходя из условий для организации музыкальной деятельности детей, вместе с воспитателями постарались создать многофункциональное пространство, стимулирующее музыкальную, игровую, творческую активность детей и взрослых. Оригинальное решение в расстановке мебели, оборудования, оформления интерьера, способствует индивидуальной комфортности, эмоциональному благополучию детей и взрослых субъектов ДОУ.
II. Создание условий для организации учебно-воспитательного процесса в музыкальной деятельности.
Учебно-методический комплект для организации музыкальной деятельности состоит из следующих программ:
• Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки»;
• Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»;
• Кузнецова Н. В. Программа дополнительного образования в ДОУ «Развитие речи в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»;
• Кузнецова Н. В. Рабочая программа танцевального кружка «Фантазия».
В разные моменты дошкольного детства общение с музыкой позволяет мне решать разные педагогические задачи, направленные на формирование в первую очередь личности ребё нка:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учётом возможностей каждого ребёнка с помощью различных видов музыкальной деятельности.
2. Формировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Мой многолетний опыт работы показывает, что дошкольное образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности каждого ребёнка. От меня, как музыкального руководителя, требуется не только дать детям систему знаний, умений и навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности дошкольников, воспитывать личность.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень развития детей и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности воспитанников в современном обществе.
В поисках решения проблемы я применяю в своей деятельности современные педагогические технологии.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в учебной деятельности, так и в дополнительной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
Ведь роль музыки значительна в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка даёт возможность :
• создания приподнятого радостного настроения;
• выражения и разрядки отрицательных эмоций;
• повышение и понижения активности у детей;
• привлечения внимания и переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В занятия по предмету включаю: гимнастику для слуха, танцевально-ритмические паузы (под музыку, физминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, пальчиковая и дыхательная гимнастики.
Использую информационно-коммуникативные технологии.
Активно пользуюсь интернет ресурсами при планировании образовательной области «Музыка», составлении конспектов занятий, праздничных мероприятий, занимаюсь изучением педагогического опыта других педагогов-музыкантов.
Провожу занятия, которые требуют наглядного представления материала, с использованием компьютерных презентаций по темам: «Времена года» - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Музыкальные инструменты», «Кто как кричит», «Целебная сила музыки», «Три подружки: Злюка, Плакса и Резвушка», «Мир водопадов»,» и др. Для сотрудничества с родителями и обмена опытом с коллегами по музыкальному воспитанию работаю над созданием своего блога в Интернете ( адрес: https://www.maam.ru/users/muzdou38)
Применяю на занятиях социоигровые технологии.
Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровая технология используется мной постоянно:
• для освоения темы (занятие-спектакль, народные праздники, занятие- игра «Путешествие по музыкальной стране», «Ритмическое лото», «Музыкальные загадки»)
• в качестве занятия или его части (введение, закрепление, контроля, упражнения, игры, игровые элементы.
Технология проектирования.
Создание проектов привлечение к участию в проектной деятельности педагогов, воспитанников и родителей позволяют развивать и обобщать социально-личностный опыт, посредством включения всех субъектов в проектную деятельность.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю: стабильное положительное динамическое развитие музыкальности детей.
Проанализировав работу за 3 года и на основании диагностики навыки воспитанников соответствуют возрастной норме и имеют положительное динамическое развитие.
Нагляден рост показателей детей с высоким уровнем развития. Если на начало 2010 года он составил – 27% от общего количества детей, то на начало 2011 года – показатели увеличились и составили 47%. К концу 2011 -2012 учебного года высокий уровень музыкального развития показали 52% воспитанников. Данной группе воспитанников рекомендовано дальнейшее обучение в дополнительных образовательных учреждениях поселка. 8 детей выпуска 2010 -12гг успешно обучаются в Детской музыкальной школе, 12 детей занимаются в хореографическом коллективе при Досуговом центре, 4 ребенка посещают фольклорный кружок «Балагуры».
Значительно уменьшился уровень детей с низким показателем. На начало 2010 года он составил 25,5%, на начало 2011 года снизился и составил 9%. К концу 2012 г показатели низкого уровня составили 3%. Наличие детей с низким уровнем музыкального развития объясняется плохой посещаемостью детского сада некоторых детей, состоянием здоровья некоторых воспитанников, социальным положением семей и их отношением к музыке в целом, разновозрастные группы. По результатам диагностики составляется и реализуется план индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками данной категории. План включает: игры, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, релаксацию, развития чувства ритма и внимания, речевые и музыкальные игры.
Наше время – время тревог и раздражения. Пресса, телевидение, даже детские мультфильмы несут в себе большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательно. Поэтому очень важно снять стресс, напитать душу положительными эмоциями.
Музыка – это один из источников различных эмоций. Ей дана волшебная власть – заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда «реально» с нами не происходит ничего печального и радостного. Поэтому так важно, чтобы начиная с ребёнка и до взрослого, в руках оказался «Золотой ключик» открывающий дверь в волшебный мир классической музыки.
Решаю эту проблему с помощью организации регулярных встреч в «Музыкальной гостинной», целью которых является: формирование музыкальной культуры детей на основе лучших образцов классической музыки.
В целях повышения культурного уровня, взрослых субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, работников ДОУ, социума) активно использую классическую музыку при постановке танцевальных композиций, при подборе материала для фоновой музыки и музыкальному оформлению совместных мероприятий.
С целью оптимизации сотрудничества специалистов дошкольного учреждения мною разработан курс интегрированных занятий по художественно-эстетическому развитию ребёнка, цель которого – развитие гармонически развитой личности, его соприкосновение с прекрасным: живописью, музыкой и поэзией. Темы занятий: «В гостях у Снежной королевы»», «Весенняя радуга», «Прогулка по лесу» и др.
В настоящее время в обществе просматривается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Россия – Родина моя». Диапазон объектов, с которыми я знакомлю дошкольников очень обширен: встречи с ветеранами, экскурсии в военно-патриотический клуб «Зенит», спортивно-развлекательные досуги. Традиционными стали: «День России», «День матери», «Есть такая профессия – родину защищать», «Мы помним…» – 9 мая.
Как известно, многие дети с трудом преодолевают психологические барьеры, особенно чувство страха перед выступлениями на праздниках, развлечениях, театрализованных постановках. Поэтому, стало актуальным использование одного из эффективных методов интеграции личности, её самосознания и созидания – сказкотерапии. Этот метод, использующий сказочную форму, способствует к сопереживанию и воображению, рождает самостоятельную творческую деятельность детей, будит фантазию. В сказкотерапию входит: музыкотерапия (релаксация, психогимнастика, танцетерапия (выразительные движения) и арттерапия (рисование полюбившихся сказочных героев). Такое совместное творчество детей и педагогов нашло отражение в музыкальных постановках : «Весенняя радуга», «Как котенок маму искал», «Солнышко и мама» и др.
Большая наполняемость детей в группах, нехватка педагогов-логопедов в дошкольных учреждениях нашего поселка, а также большой процент детей, имеющих нарушения речевого развития, подтолкнули меня к использованию на музыкальных занятиях речевых упражнений. Постепенно, такие упражнения стали неотъемлемой частью любого занятия, из них сложилась определенная система. На основе данной системы была разработана программа дополнительного образования «Развитие речи в музыкальном воспитании детей», которая гармонично вписалась в календарное планирование непосредственно образовательной деятельности «Музыка».
Цель программы – всесторонне развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи:
1. Развитие памяти, мышления, творческих способностей, воображения, вариативного мышления;
2. Развитие умений общаться со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
3. Развитие способности понимать свои чувства и поступки, анализировать их;
4. Развитие звуковой культуры речи;
5. Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка и на произведения искусства.
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребёнка» А. И. Буренина.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально- двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.
Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Поэтому, по выбору ребёнка, на основе его индивидуальных способностей и интересов, запроса родителей, в вариативную часть образовательного процесса я включила занятия танцевального кружка «Фантазия», создала рабочую программу по дополнительному образованию, обеспечивающую функционирование данного кружка.
Цель программы: формирование и развитие в ребёнке способностей к творческому созиданию средствами сюжетного танца.
Задачи:
1. познакомить с языком движений, принципами танцевальной композиции;
2. подвести к овладению выразительности пластики;
3. научить перевоплощаться в образы сказочных персонажей на основе языка выразительных движений.
Программа включает диагностическое и дидактическое обеспечение. Занятия кружка проводится с детьми 5-7 лет один раз в неделю. У ребят данной группы активная двигательная реакция, соответствие исполнения упражнений под музыку, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д. Дети исполняют развёрнутые сюжетные танцы, импровизируют собственные танцевальные композиции. Важным показателем деятельности кружка «Фантазия» является участие воспитанников на различных мероприятиях ДОУ и поселка, где представлены танцевальные постановки: «Мухоморы», «Танец с балалайками»», «Танец гномиков», «Папуасы» и т. д.
III. Организация взаимодействия с социумом.
Сегодня, потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, нередко они недооценивают своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время, актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. Для планирования работы с семьями воспитанников я провела анкетирование родителей воспитанников с целью: выявления предпочтительного направления работы ДОУ для своего ребёнка. Результаты анкетирования показали, что 65% родителей наших воспитанников отдают предпочтение художественно-эстетическому развитию. В связи с этим, появилась необходимость поиска новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. Эффективной формой стало вовлечение родителей в образовательный процесс. Постепенно родители из простых наблюдателей образовательного процесса (при посещении занятий и утренников) становятся непосредственными участниками. Проведены такие мероприятия как «Логопедический тренинг по теме «Осеннее словотворство», «Парад елок», совместный просмотр и обсуждение видеофильмов «Вдали от мамы», «Моя мама самая-самая»; совместные досуги - День здоровья «Мама, папа, я – классная семья!», «Мама, папа, я – музыкальная семья» и др.
В целях повышения грамотности родителей по вопросам музыкального воспитания и развития детей в нашем ДОУ используется информационное направление – работает консультационный клуб «Школа мудрых родителей», где родителям предоставляется возможность познакомиться с методами «Сказкотерапии», организации домашней игровой деятельности детей, идеи по проведению совместного с ребенком досуга, совместных праздников и др.
Стало традицией в нашем дошкольном учреждении проводить «День открытых дверей». В рамках данного мероприятия 2 раза в год проходят такие встречи как: «День матери», «Улыбку дарит детский сад» (отчетный концерт). Лучшие художественные номера звучат на концертах в исполнении воспитанников, бывших выпускников, педагогов.
Взаимодействие с социокультурными учреждениями.
Следует отметить, что творчество детей не может формироваться только в ограниченном пространстве детского сада, поэтому мы установили прочные контакты с социокультурными учреждениями поселка: Новонукутская СОШ, где ребята подготовительной группы выступают с концертами, Детско-юношеский центр, Детская библиотека, Военно-патриотический клуб «Зенит», Новонукутская Детская музыкальная школа. Хорошей традицией стало посещение концертов, творческих отчётов этих коллективов.
Воспитанники ДОУ приняли участие в муниципальном смотре-конкурсе детских театральных коллективов «Экологическое воспитание в ДОУ», гда представили постановку экологического урока «По-щучьему велению» и заняли второе место; в муниципальном конкурсе «Моя маленькая принцесса», где были отмечены Дипломами победительниц в номинациях и ценными подарками.
Обобщение и распространение педагогического опыта
В 2008 году провела открытое интегрированное занятие с элементами ОБЖ по мотивам сказки К. Чуковского «Путаница».
В 2009 году провела открытое занятие «Россия – Родина моя!». Дети подготовительной группы «Пчелки» приняли участие в смотре-конкурсе детских театральных коллективов «Экологическое воспитание в ДОУ» с представлением экологического урока «По-щучьему велению».
В 2010 году в рамках районного семинара провела открытое занятие с элементами театрализованной деятельности «Весенняя радуга».
В 2011 году стала победителем муниципального этапа конкурса «Воспитатель года».
В 2012 году опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста» представлен в сборнике «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность» выпуск 5 издательство Иркутск ВСГАО,2012г.
В ноябре 2012 года на районном семинаре по теме «Проектная деятельность в ДОУ» выступила с докладом «Новые подходы к планированию образовательного подхода в ДОУ с учетом ФГТ. Образовательная область «Музыка», показала открытое мероприятие «Мамочка любимая».
За межаттестационный период награждена :
• Почётной грамотой мэра Муниципального образования «Нукутский район» С. Г. Гамбоева за творческий подход к организации музыкальной деятельности детей, способствующий развитию детского песенного творчества и раскрытию личности каждого ребенка.
• Почетной грамотой Администрации Усть-Ордынского бурятского округа за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.
• Грамота Администрации Муниципального образования «Новонукутское» за активное участие в составе команды на областном фестивале молодых семей «Крепкая семья – крепкая Россия!».
На основании проведё нного анализа профессиональной деятельности мною были определены следующие перспективы развития:
1. Продолжить работу по преобразованию развивающей среды в музыкальном зале.
2. Дальнейший поиск и внедрение эффективных форм совместной работы с родителями, вовлечение их в образовательный процесс как непосредственных участников образовательного процесса, в том числе СМИ и ИКТ.
3. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
4. Обобщение и распространение педагогического опыта по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
МП Подпись___