Людмила Егорова
Консультация «Самая лучшая игрушка — кучка песка»
▼ Скачать + Заказать документы
САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА – КУЧКА ПЕСКА
Все дети любят играть в песок. Игры с песком имеют большое значение для физического и психического развития ребёнка. Песок - природный материал. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Малыш не просто копается в песке - он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя.
Публикация «Консультация „Самая лучшая игрушка — кучка песка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Играя с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются. Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи, обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.
Работа с песком интересна и очень разнообразна. Часто с ребятами мы проводим элементарные опыты с песком (пересыпаем его, наполняем песком различные емкости, закапываем мелкие предметы, строим что-либо и т. д.). С удовольствием рисуем пальчиками и ладошками на песке. Украшаем рисунки природным материалом (камушки, ракушки, шишки) и яркими пуговицами. С помощью цветного песка создаем яркие композиции в различных сосудах и даже небольшие картины.
Многообразие направлений и форм работы с песком
Песок отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Способствует развитию игровой деятельности;
• Умению взаимодействовать со сверстниками;
• Приобщению к правилам безопасного поведения;
• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца);
• Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.
2. Познавательное развитие:
• Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности;
• Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление;
• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала;
• Способствует формированию целостной картины мира.
3. Речевое развитие:
• Способствует развитию связной речи;
• Умению свободно общаться со взрослыми и с детьми;
• Способствует обогащению словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие:
• Развивает воображение;
• Формирует эстетический вкус;
• Развивает художественные способности, чувство ритма.
5. Физическое развитие:
• Способствует сохранению и укреплению здоровья;
• Накоплению и обогащению двигательного опыта;
• Развитие координации;
• Развитие мелкой и крупной моторики.
Играя с детьми воспитатель может пополнить предметно-развивающую среду в группе:
-Создание карточек правил;
- Приобретение различных формочек;
- Собирает коллекции миниатюрных предметов и игрушек;
-Различные емкости для песка
- Подносы для рисования;
- Организует световой стол творчества;
- Приобретает песочные часы;
- Создает картотеку игр с песком.
«Песочное царство»
Игры-занятия, проводимые в «Песочном царстве», позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
Правила при работе с песком :
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.
4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Цель: Определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).
Картотека игр «Песочное царство»
«Здравствуй песочек»
Цель – настройка на работу с песком, расслабление.
Педагог просит «нежно», а потом сильно поздороваться с «песочком», то есть различными способами дотронуться до песка :
• Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• Ребёнок легко с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
• Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
• Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».
Игра «Необычные следы»
Цель: развитие тактильных чувств, внимания, воображения.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок.
«Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой.
«Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
«Свойства песка»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру
Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.
Оборудование: песок (для проведения занятия в группе, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?
Дети по очереди рассказывают, что знают о песке.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.
Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы.
«Почему не получился куличик?»
Цель: ознакомление со свойствами песка : песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
Ход занятия:
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.
«Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка : из сухого можно нарисовать любой узор из мокрого – нет.
Ход занятия:
Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.
В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
«Движение песка»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ход занятия:
Как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?
Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.
А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?
Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет.
Игра «Топчем дорожки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Ход:
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Ход:
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Ход:
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию
Ход:
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Ход:
Воспитатель подводит группу детей к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.
Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.
Воспитатель показывает детям, как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Ход:
Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»).
Игра «Норки для мышки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Ход:
Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
Игра «Заборчики»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движения
Ход:
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
Игра «Что я закопала в песок?»
Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Ход:
Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая игрушка зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши. Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.
«Узоры на песке»
Цель: развиваем тактильную чувствительность, воображение, совершенствуем движение ладоней и пальцев.
Оборудование: поднос с влажным песком.
Ход игры: Перед ребёнком находится поднос с песком. Взрослый предлагает ему создать различные узоры с помощью отпечатков ладоней, кулачков, пальчиков. Предлагаемые узоры и рисунки: ромашка, солнышко, травка, дерево и т. д.
«Дорисуй фигурки»
Цель: закрепляем названия геометрических фигур, развиваем графо моторные навыки.
Оборудование: поднос с влажным песком.
Ход игры: Вариант 1. Взрослый начинает рисовать часть фигуры (например, квадрат). Ребёнок пытается узнать и назвать эту фигуру, а затем самостоятельно дорисовывает её.
Вариант 2. Взрослый начинает рисовать часть цифры. Ребёнок пытается узнать и правильно назвать эту цифру, а затем самостоятельно дорисовывает её.
«Следы на песке»
Цель: развиваем слуховое внимание, закрепляем навыки счёта, развиваем мелкую моторику.
Оборудование: Поднос с влажным песком, бубен.
Ход игры: Взрослый просит ребёнка послушать и сосчитать удары бубна. Затем ребёнок показывает нужное количество пальчиков и называет их число. После этого опускает в песок пальчики, оставляя определённое количество следов.
«Дорожки»
Цель: закрепляем понятия «длинный - короткий», развиваем мелкую моторику.
Оборудование: поднос с влажным песком, разноцветные пуговки.
Ход игры: Взрослый рисует ребё нку две дорожки: одну длинную, вторую короткую. Затем просит ребёнка выложить короткую дорожку зелёными пуговками, а длинную дорожку красными пуговками. После этого, ребёнок, чередуя указательный и средний пальчики «идёт» по дорожкам.
«Считалка предметов»
Цель: закрепляем навыки счёта и названия цифр, развиваем мелкую моторику.
Оборудование: влажный песок, цифры, камешки, ракушки.
Ход игры: Взрослый показывает ребёнку любую цифру в пределах 10. Ребёнок называет эту цифру. Затем находит в песке соответствующее этой цифре нужное количество камушков.
Можно усложнить задание. Взрослый отхлопывает в ладоши определённое количество ударов.
Ребёнок считает их, находит и называет правильно цифру. После этого в песке находит нужное количество ракушек. Игра продолжается столько раз, сколько цифр знает ребёнок, и пока у него есть игровой интерес.
«Рисуем геометрические фигуры»
Цель: закрепляем знания ребёнка о геометрических фигурах, развиваем тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Оборудование: влажный песок, картонные геометрические фигуры, платок.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку посмотреть и пощупать любую фигуру, например круг, а потом нарисовать её пальчиком на песке и спросить, какую фигуру он нарисовал. Сначала упражнение выполняется с открытыми глазами. Затем взрослый ребёнку завязывает платком глаза и даёт ему в руки геометрическую фигуру. Ребёнок ощупывает её. Взрослый убирает фигуру и снимает платок. Ребёнок рисует фигуру на песке. Для рисования предлагаются различные фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг, ромб).
«Большой-средний-маленький»
Цель: закрепление представлений о величине (большой-средний- маленький, умения сравнивать предметы по величине, развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Оборудование: песок, пуговицы разной величины.
Ход игры: Ребёнок в произвольной последовательности выкладывает ряд пуговиц, чередуя их по величине. Затем «идёт» по ним указательным пальчиком, проговаривая величину пуговиц. Затем под инструкцию взрослого выкладывает ряд пуговиц в заданной последовательности с самостоятельным продолжением дорожки. Например: взрослый просит положить на песок большую-среднюю-маленькую пуговку. Ребёнок кладёт пуговицы, а затем продолжает самостоятельно выкладывать дорожку. Можно предлагать разные варианты: маленькая-средняя- большая пуговка; большая-маленькая-средняя пуговка; две больших и одна маленькая и т. д.
«Собираем бусинки»
Бросьте камешки в песок. Сначала предложите собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камушки надо аккуратно пересыпать в ведерко.
«А орешки не простые»
Приготовьте тару с ограниченными ячейками, разные сорта орехов.
Все орехи лежат в одном отделении. Взрослый предлагает ребенку ощупать один орех и кладет его в пустое отделение. Ребенок ощупывает орехи и сортирует их по видам. Усложнить можно, играя с закрытыми глазами.
Упражнение «Синхронное рисование»
Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.
Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.
Например: «Давай нарисуем с замотаем с тобой клубок, а затем размотаем. Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.»
Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.
Предлагается написать ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками.
Игра «Составь предложение»
Педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение.
Игра «Найди отличие»
Задача: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игра-упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу».
Сказочный персонаж или сам песок, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид. Обязательно вымыть руки. Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.
Предлагаемые игры песком подходят во все возраста по усмотрению можно усложнять, варьировать, домысливать.