Получи документы

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «С гуся вода, а с Вани вся худоба»

Ольга Орешко
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «С гуся вода, а с Вани вся худоба»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Тема: «С гуся вода, а с Вани вся худоба»

Задача: показать своеобразие в произведениях фольклора, богатство и красочность народного языка. Формирование представления о русской народной культуре, причастности детей к наследию и традициям прошлого. Продолжать формировать доброжелательное отношение детей друг к другу, развивать чувство уважения к мнению другого ребенка.

Темочки:

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем учеными исследователями. Мы узнаем и проверим одно очень интересное наблюдение из жизни наших прабабушек и прадедушек. Но учеными мы станем необычными, мы узнаем много нового и интересного, но и повторим старое, а нам поможет бабушка Федора.

Посмотрите, что вы видите на доске, как назвать одним словом - кто изображен на картинках? (Птицы). А почему вы решили, что это птицы? (у них есть клюв, крылья, две лапы, тело покрытое перьями) - ответы ребят.

Воспитатель:У вас на столе тоже есть птицы (на фотографии водоплавающие и обычные домашние птицы). Давайте попробуем разделить их на группы. Ребята разбейтесь на пары, обсудите, посоветуйтесь друг с другом.

- Сколько групп птиц у вас получилось? Почему вы так разделили? Ответы ребят.

(Гуси и утки умеют плавать).

Как мы можем назвать этих птиц? (Водоплавающие)

(Куры и индюки не умеют плавать, а попугаи и голуби - декоративные птицы.

Воспитатель: Чем отличаются декоративные птицы от остальных птиц?

(Куры, гуси, индюки приносят пользу - яйца, мясо, перо)

Дополнение воспитателя: Вы правильно говорите ребята. Слово «декоративный» означает «красочный, нарядный».

Семен помоги нам найти гуся среди изображений. (например, один ребенок пытается найти гуся на картинках).

Воспитатель: Молодец! Лапы гусей и уток крепкие, похожи на весла, они помогают птицам плавать, держаться на воде. Таким лапам не страшны низкие температуры. Гуси и утки могут плавать даже в холодной воде. А когти на лапах петухов и индюков помогают добывать себе питание, извлекая из земли зерна и насекомых.

Воспитатель: Ребята а почему же мы знаем так много сказок и потешек про птиц?

Давайте назовем их - Петушок и бобовое зернышко. Жерновцы. Кот, петух и лиса. Курочка - Ряба, Гуси-лебеди.

Петя, Петя, петушок – золотой гребешок

Что ж ты рано встаешь – деткам спать не даешь

Петух, курочки, гуси были всегда на виду в деревне, они были в каждом дворе.

Давайте разомнемся - Физкультминутка :

Гуси летят, крыльями машут, (Бег с плавными движениями руками.)

прогнулись над водой, качают головой. (Наклониться вперед, повороты головой)

Прямо и гордо умеют держаться. (Выпрямились)

Очень бесшумно на воду садятся. (Присели)

А есть в русском языке старинная поговорка – С гуся вода, а с Вани вся худоба. Что же она означает? Ответы ребят.

Посмотрите - у меня есть куриные перья и гусиные. Давайте рассмотрим куриное перо. Опустим его в воду. Что произошло? Правильно. Оно намокло, и слиплось.

Возьмём утиное (гусиное) перо и опустим его в воду. Что произошло с ним? На утином пере вода не задерживается, скатывается. (Предложить детям потрогать перышки.)

-Курицы и индюки не могут купаться, их перья намокают. А с перьев водоплавающих птиц вода стекает. Недаром говорят: «Как с гуся вода».

-Но почему так происходит? Почему перья одних птиц намокают, а с других вода скатывается, стекает.

-Давайте проведем еще одно исследование. Возьмём перышко из бумаги. Смажем его жиром (маслом сливочным). Польём водой. Что происходит? Вода скатилась, и бумага осталась сухой. (Дети проводят эксперимент)

Рассказ воспитателя: У всех водоплавающих птиц специальные железы на теле выделяют жир, который смазывает перья, чтобы они не намокали и не слипались в воде. (Кроме того, этот жир защищает от холода, гуси могут плавать при температурах воды, близких к замерзанию)

Гуси (и утки) могут взлетать прямо с воды – их оперение остается всегда готовым к полету благодаря тому, что не намокает. Поэтому, сколько на гуся не лей воды, она с него скатится, как с любой масляной поверхности и не пристанет.

Отсюда и смысл выражения - Как с гуся вода.

А худоба нам бабушка Федора расскажет, что это слово обозначает? (участвует кукла на руку Федора) Происхождение слова худоба. худо ба «убогое имущество» (но худоба — с др. знач., польск. chudoba «скудный скарб» — нищета, описательное обозначение имущества, в том числе скота. От худо й, чтобы ввести в не добрый, больной, не здоровый. Поэтому раньше родные, купая детей и ополаскивая уже на чисто, приговаривали – С гуся вода, с ребеночка (имя) вся худоба. Вот как важно было здоровье! Как ценили в семьях детей.

Воспитатель: Ребята о ком мы с вами сегодня говорили? Ответы, рассуждения ребят.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «С гуся вода, а с Вани вся худоба»
Опубликовано: 16 августа 2024 в 12:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «С гуся вода, а с Вани вся худоба»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Орешко (УИ 2725409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
*
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки
*
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД