Татьяна Владимировна Инешина
Игра — путешествие по станциям «С. А. Есенин «Лебёдушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - путешествие по станциям
Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка»
Цель: познакомить с новым произведением С. А. Есенина.
Задачи: обогащать словарный запас; обучать правильному, выразительному чтению; раскрыть
красоту поэтического произведения; раскрыть в детях сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка»; развивать память, речь, воображение.
Планируемые результаты
Предметные: умение прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Публикация «Игра — путешествие по станциям „С, А, Есенин „Лебёдушка“» размещена в разделах
Метапредметные:
регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге;
коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре.
Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: информационный, объяснительно – иллюстративный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Материально-техническое оснащение: ИКТ (проектор, экран, компьютер).
Дидактическое обеспечение: учебник «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 2021; выставка книг С. А. Есенина; карточки с заданиями; оценочный лист; презентация.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задачи этапа. УУД
I. Организационное начало урока. Эмоциональный настрой.
Игра «Да» или «Нет»
- Здравствуйте!
-Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке!
- Поиграем?
- Мы будем на уроке думать? (Да)
- А может, будем спать? (Нет)
- Мы будем рассуждать? (Да)
- А в облаках летать? (Нет)
- Друг другу будем помогать? (Да)
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по разным станциям.
У каждого на парте лежит оценочный лист. В конце урока каждый из вас оценит себя и своего одноклассника.
Начинаем наше путешествие. Удачи! Настрой учащихся на хорошую работу. Способствует созданию состояния психоэмоциональной стабильности, внешней мотивации.
УУД (личностные) :
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения;
- мотивационная основа учебной деятельности.
II. Артикуляционная разминка.
1 станция «Разминочная»
Сейчас мы подготовим наши язычки для работы на уроке, а для это проведем артикуляционную разминку.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Из какого стихотворения эти строчки? Кто автор? Мы проговорим эти строчки, как скороговорку. Давайте сначала вместе, а потом каждый самостоятельно.
- Молодцы! Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют разминку.
УУД (личностные) :
- мотивационная основа учебной деятельности.
III. Проверка домашнего задания.
2 станция «Домашняя» - С каким произведение мы познакомились на прошлом уроке? Кто его написал? Закончите предложение, это произведение о …. Выразительное чтение понравившегося отрывка из рассказа «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка. УУД (познавательные,
регулятивные, личностные) :
- анализировать работу одноклассников.
IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
3 станция «Стихотворная»
- Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Узнали, кто это?
Правильно. Это портрет известного нам поэта С. А. Есенина.
Выставка книг С. А. Есенина.
- Посмотрите на иллюстрацию. Что изображено? Берёза. Зачитайте отрывок этого стихотворения наизусть.
На пушистых ветках Снежною каймою Распустились кисти
Белой бахромой.
Что изображено на этой иллюстрации? Правильно. Это иллюстрация к стихотворению «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредём домой….
- Как вы думаете, о ком и о чём пойдет речь сегодня на уроке?
Определите цель нашего урока. Учащиеся вспоминают стихотворения С. А. Есенина и знакомятся с темой и целями урока.
Обращают внимание на выставку книг С. А. Есенина.
Обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающихся в учебную деятельность и развитие их
интеллектуальных качеств.
УУД (познавательные,
регулятивные, личностные) :
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- выбор оснований для классификации;
- самостоятельное формирование познавательной цели данного этапа урока;
- анализировать работу одноклассников.
V. Работа по теме урока. Знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина.
4 станция «Есенинская» - Совсем недавно мы читали стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».
- А что вы помните из биографии поэта?
- Сейчас вы прочитаете отрывки из его автобиографий, т. е то, что поэт говорил о себе.
- Проведём «Замер чтения» (техника чтения).
- У каждого из вас текст «Автобиография С. А. Есенина». Вы должны прочитать этот текст за 1 минуту и посчитать количество прочитанных вами слов. Кто не успеет прочитать его за 1 минуту, дочитывает его потом до конца.
«Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна. Детство прошло среди полей и степей. Рос под присмотром бабки и деда. Стихи начал слагать рано, с 9 лет. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. (Приложение 1)
- Посчитайте, сколько слов вы прочитали. Запишите свой результат.
- Что узнали о жизни поэта?
- Назовите основную тему произведений С. Есенина. Какой одной большой темой их можно объединить?
- Не тема, а «чувство Родины», как писал сам поэт, было «основным» в его творчестве.
Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», – признавался поэт.
- А что вы вкладываете в слово «родина»?
- Разгадайте ребус.
Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением Сергея Есенина «Лебёдушка».
- Можно ли предположить о ком будет это стихотворение?
- Совсем недавно мы с вами встречались с этой необыкновенной птицей.
- А почему я сказала «необыкновенной»?
Что вы уже знаете об этой птице?
- Прочитайте сведения о лебедях и расскажите, что запомнили.
- Известно 6 видов лебедей. 4 из них населяют территорию России. Со времен глубокой древности лебедь - символ красоты, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью, хотя лебедь не относится к певчим птицам. Он может лишь гоготать. Огромные белые птицы на синем небе - это очень красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на озере в глухом лесу. Величаво скользит лебедь по озеру. (Приложение 2) Чтение учащимися автобиографии поэта.
Чтение учащимися сведений о лебедях.
Ученики высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы.
1) Я думаю, что речь пойдет о лебеде, которая превратилась в царевну. 2) Мне кажется, о лебедях, которые жили парой и были преданы друг другу. 3) Я считаю, что это произведение о верности и красоте этой птицы.
УУД (коммуникативные, познавательные) :
- высказывать свою точку зрения;
- умение извлекать информацию.
VI. Физкультминутка.
5 станция «Надо отдохнуть»
Глазки видят все вокруг
Обведу глазами круг
Глазкам видеть все дано
Где окно и где крыльцо
Обведу я снова круг
Посмотрю на мир вокруг. Учащиеся выполняют физкультминутку для глаз.
VII. Первичное восприятие текста стихотворения.
6 станция «Поэтическая»
Словарная работа.
Работа с текстом.
Работа по тексту (выборочное чтение).
Работа в тетради.
Работа с пословицей.
Слушание аудиозаписи стихотворения «Лебёдушка».
Приём «Чтение (прослушивание) с остановками».
-А теперь я хочу послушать вас? Я думаю, не осталось равнодушных. Какие же чувства вызвало это стихотворение?
- Кто главные герои стихотворения?
-Почему автор называет их «лебедушка, лебежатушки»?
О чём это говорит?
- Что напомнило это произведение по своему жанру? (сказку, былину, народную песню).
Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выделите непонятные слова и выражения.
- Нам нужно пронаблюдать, как поэт использует в своём стихотворении средства художественной выразительности.
- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:
- гладь зеркальная (водная поверхность прозрачная, как в зеркале);
-тихая заводь (небольшой залив в реке с замедленным течением);
-молчаливый затон (длинный нетронутый залив реки);
- трава шелковая (нежная);
- тихозвонные ручейки (спокойно протекающие);
-росинки серебристые (роса прозрачная, под серебро);
- волны пряные (издающие запах).
- Как вы думаете, для чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?
- Как они называются в литературе?
-Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.
- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы.
(Во время чтения находят олицетворения)
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы улыбались.
- Все эти слова: природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать.
- Встретились ли нам в этом стихотворении фразеологизмы? Объясним их значение.
Лебединая поступь – плавная, величавая.
Лебединая шея – стройная, гибкая.
Лебединая песня – чье-либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта (от поверья, что лебедь поет раз в жизни, перед смертью).
Лебединая верность – семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. Некоторые из них (так же как орлы и аисты) способны дожить до 100 лет.
- На сколько частей вы бы разделили это произведение.
- Как бы вы их озаглавили?
Составим план и запишем его в тетрадь. Работаем в парах.
1. Описание природы.
2. Прогулка Лебедушки с
лебежатушками.
3. Появление орла.
4. Смерть Лебедушки.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- О чём говорит поступок матери – лебеди?
- Можно ли такой поступок называть самопожертвованием?
- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?
(На партах).
- Вам нужно собрать пословицу.
- Прочитайте, что у вас получилось.
При солнышке тепло – при матери добро.
- Подходит ли эта пословица к этому стихотворению. Объясните смысл пословицы.
- Почему Есенин назвал свое стихотворение «Лебедушка»?
- Как бы вы озаглавили это стихотворение? Ответы детей.
Прослушивание стихотворения.
Самостоятельное чтение стихотворения. Стр. 69-73.
Работа в парах.
Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.
УУД (личностные, познавательные, коммуникативные) :
- чувствовать красоту природы, бережно относиться ко всему живому);
- пользоваться разными видами чтения;
- оформлять свои мысли в устной форме.
VIII. Закрепление изученного.
7 станция «Проверочная» -Сейчас мы будем работать индивидуально.
- Для каждого я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. Выполнить тест.
Взаимопроверка выполненного задания. (Приложение 3) Работа с карточками.
Проверка выполненного задания. УУД (коммуникативные, личностные) :
- формулировать собственное мнение;
- выявление учебно-познавательного интереса.
IX. Рефлексия.
8 станция «Творческая»
- А сейчас мы с вами сделаем своего лебедя из листка бумаги.
(Приложение 5)
- Закончи фразу.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать:
- Сегодня на уроке я научилась (чему) …
- Осталось непонятным (что) …
- Сегодня на уроке я была (какой ученицей) ….
Изготовление лебедя способом оригами.
Высказывания детей.
Определение психоэмоционального состояния обучающихся к концу урока.
УУД (коммуникативные, личностные) :
- формулировать собственное мнение;
- выявление учебно-познавательного интереса;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
X. Подведение итогов урока.
9 станция «Итоговая»
- Какие два образа противопоставлены в данном произведении?
- Какую главную мысль хотел передать нам автор?
- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия и сострадания.
- На этом наше путешествие закончилось.
- Всем спасибо.
Выставление оценок за работу на уроке себе и своим одноклассникам. Ответы на вопросы. Организованное окончание урока. Определение психоэмоционального состояния обучающихся к концу урока.
XI. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть понравившийся отрывок.
2. Творческое задание.
- Если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории, чтобы она закончилась хорошо? Дети получают домашнее задание и записывают задание в дневник.
Заключение
При использовании на уроках литературного чтения указанных методов и приёмов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Надеюсь, что данный урок вызовет интерес у педагогов начальных классов и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.
Я считаю, что эффективность работы по формированию читательской грамотности у обучающихся, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
Список используемых источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. : Просвещение, 2011.
2. Степанов В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я. – М. : Издательство «АСТ-пресс», 1998.
3. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М. : Издательство «ВАКО», 2014.
4. Интернет – ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/06/16/razvitie-chitatelskoy- gramotnosti-v-nachalnoy-shkole-kak
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/04/02/master-klass-formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti