Наталья Александровна Горбачева
Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема
Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста
Выполнила:
Воспитатель : Горбачева
Наталья Александровна
г. Ярославль
2024г.
Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного
возраста
«Через сказку, фантазию, игру, через
неповторимое детское творчество —
Публикация «Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия- это ключик, с помощью,
которого можно открыть эти истоки, и
они забьют животворными ключами…»
В. А. Сухомлинский.
В наше время, очень мало кто из родителей читаем русские народные сказки. Современные дети смотрят мультфильмы без определенного смысла и Tik Tok. У наших детей пропадает взаимосвязь с родными и близкими.
Детство — самая беззаботная и прекрасная пора. И недаром дошкольный возраст называют возрастом сказки. В этом возрасте ребенок верит в чудеса, волшебство.
Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему.
Народ, не передающий все ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Таким проводником из прошлого в будущее является русский народный фольклор. В переводе с английского слово «фольклор» означает народная мудрость. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремление народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, его мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «…начало искусства слова - в фольклоре».
Фольклорные сказки классифицируются на несколько крупных категорий. По одному из наиболее распространённых вариантов, который был предложен Э. В. Померанцевой, известной исследовательницей жанра, схема разграничения сказок выглядит следующим образом:
1. Сказки о животных («Колобок», «Коза-дереза»).
2. Волшебные сказки («Царевна-Лягушка», «Иван-дурак»).
3. Бытовые сказки («Каша из топора», «Как мужик с барином обедал»).
Теперь о каждом виде понемногу:
Детские сказки о животных – это одна из древнейших разновидностей данного жанра. Такие произведения целиком построены на иносказании, или аллегории: через животный мир явственно проступает мир человеческий. Каждый из персонажей наделяется чертами характера и свойствами людей,
Волшебные сказки. Сказка – это произведение, которое не сможет ничему научить ребёнка, если с первых слов его не заинтересует. Главная задача данного типа сказок : вызвать у детей восхищение главным, всегда исключительно положительным героем, а также спровоцировать желание осудить антагониста (злодея).
Бытовые сказки. Не такая распространённая, но всё же небезынтересная разновидность – это бытовые сказки. Они призваны развенчать отрицательные черты человеческого характера и, наоборот, возвысить находчивость и острый ум.
Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей.
Приемы вовлечения детей младшего дошкольного возраста :
1. После прочтения сказки «Колобок» мы показываем рисунки животных. Вместе с детьми разбираем каждого животного. Какого цвета? Части тела (сколько хвостов, лап, ушей и т. д.). Какая походка?
2. Дети в младшем возрасте (2-3 года) не все говорящие, но сыграть в спектакле хочет каждый. Ребята показывают действия, а воспитатель озвучивает.
3. Игра «Лишний герой сказки».
После прочтения сказки, ребята показывают какого героя не было в сказке.
4. «Собери персонажа сказки» - картинка разрезанная на несколько частей (разной сложности).
5. «Последовательность сказки».
Воспитатель читает сказку, а ребенок показывает ту картинку, которая подходит прочитанному.
6. «Собери пазл».
Ребенок с помощью воспитателя собирает пазл прочитанной сказки.
Сказка в воспитании – это всегда помощник и друг. Произведения, созданные русским народом, – это то, что особенно необходимо ребёнку для правильного, гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности. Они совершенствуют воображение, мышление, эмоциональную сферу, развивают память и речь и, конечно, на самых ранних этапах знакомят детей с категориями нравственности и морали, которые закладываются и остаются с ребятами в течение всей их последующей жизни.