Майя Тайбарей
Русские народные сказки как средство нравственного воспитания младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из средств нравственного воспитания младших дошкольников являются и русские народные сказки.
Русские народные сказки
Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с понятием – сказка, любовь к которой формируется уже в раннем детстве.
Сказки - это жанр устного народного творчества, имеющий фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу, обогащающий чувства и мысли ребенка.
Публикация «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Сказки о животных – это первые сказки, с которыми знакомится ребенок еще в раннем детстве. Главными героями этого вида сказок, в большинстве случаев, являются звери и птицы, хотя человек тоже иногда становится героем сказки о животных. Разумеется, что за образами животных здесь стоят человеческие характеры и модели поведения, а потому, читая или слушая сказку о животных, ребенок учится взаимодействовать с людьми, воспринимает нормы поведения и морали, необходимые для гармоничного общения со взрослыми и сверстниками.
Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни, которые усваиваются незаметно. Сказка не дает прямых наставлений детям ( например: «Слушайся родителей», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки, и хорошо запоминают. Например, сказки "Репка" и «Теремок» учат быть дружными и трудолюбивыми; детям не составляет труда объяснить, что надо слушаться взрослых и в лес нельзя ходить без них, так как там много опасностей, потому что так научила их сказка «Маша и медведь».
Через сказку легче всего объяснить малышу первые и главные понятия нравственности : что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Дети безошибочно встают на сторону тех персонажей, которые олицетворяют добро, учатся сочувствовать несправедливо обиженным героям, однако это вовсе не говорит о примитивности сказочных сюжетов. Дело в том, что подобная простота необходима, так как ребенок, прежде чем перейти к изучению более сложных литературных произведений, должен закрепить понимание таких понятий, как «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое» на простых примерах. В сказках, предназначенных для детей младшего возраста, добро всегда побеждает, а зло наказывается. Такой финал вызывает в ребенке чувство радости от того, что восторжествовала справедливость.
Сказка – это школа развития чувств детей. Переживания за любимых героев, обсуждение их поступков положительно влияют на развитие коммуникативных способностей ребенка, развивают его умения выносить собственные суждения, сопереживать героям, поэтому необходимо, чтобы взрослый, читающий детям сказку, испытывал определенные эмоции от развития сюжета. Незаинтересованность взрослого, отсутствие у него эмоционального отклика на сказку вызовут такое же отсутствие интереса у маленьких слушателей.
При этом будет лучше, если взрослый будет не читать сказку по книге, а рассказывать ее наизусть – это позволит педагогу наблюдать за эмоциями детей, их заинтересованностью в развитии сюжета.
Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное с помощью кукол.
Детям очень нравится, когда кукла, изображающая персонажа сказки, обращается к ним с вопросами, разговаривает не только с другими героями, но и с детьми. Дети подсказывают персонажу решения тех или иных вопросов, говорят, как ему лучше поступить в данной ситуации, соглашаются со словами героя или же спорят с ним.
Немаловажно, что сказки – одно из самых доступных как педагогам, так и родителям средств воспитания. Они во все времена были чрезвычайно любимы детьми и пользовались популярностью среди взрослых. Сказки способны развить в ребенке заложенные в нем нравственные начала, привить любовь к труду, заботе о других, объяснить необходимость взаимопомощи и дружеских отношений.