Оксана Вылчу
Русская народная сказка в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Русская народная сказка, в развитии творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста»
«Что за прелесть – эти сказки!»
А. С. Пушкин
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка.
Публикация «Русская народная сказка в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
В законе об образовании (ФГОС, четко прописано, что Стандарт, разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
1. поддержка разнообразия детства;
2. личностно-развивающей и гуманистический характер взаимодействия взрослых;
3. уважение личности ребенка;
4. реализация Программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие каждого ребенка.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольник самостоятельно еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - но ему в этом помогают взрослые. Дети задают вопросы и ждут на них ответы, разъяснений и пояснений непонятных словосочетаний и слов, часто встречающихся в тексте сказок, например, лубяная избушка, полетят клочки по закоулочкам, по – сусекам помету, по амбару поскребу и т. п.
Так рассказывая детям сказку, мы не просто доносим ее содержание, но и с помощью уточняющих вопросов и более широких пояснительных ответов к ним, расширяем детский кругозор и познание.
Например, рассказывая русскую народную сказку «Маша и медведь», у детей не было большого количества вопросов по незнакомым словам, но те, что у них появились, такие как: что такое берестяной короб, они с помощью иллюстраций, объяснений воспитателя о том, откуда берется береста и как из нее плетут короба, смогли получить не достающую информацию и уже сами использовали в совей речи данное словосочетание, что и продемонстрировали, в самостоятельном проигрывании сюжета данной сказки.
Не даром детей этого возраста называют «почемучками» и на помощь взрослым найти правильный ответ, здесь, как нельзя, кстати, приходит сказка.
Цель моей темы это знакомство с русской народной сказкой, посредством ознакомления с ней происходит развитие у каждого ребенка творческого воображения и мышления, нравственного воспитания, трудолюбия и терпения в достижении поставленной цели, как в продуктивной, так и в творческой деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
2. расширить представления детей о русских народных сказках, воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
3. формировать навыки творческой работы, включающие такие компоненты, как: развитие воображения, оригинальности в воспроизведении, беглости в пересказе сюжета, гибкости мышления;
4. воспитывать в детях качества творческой личности.
Что дает ребенку сказка?
1. рассказы взрослого, особенно окрашенные эмоционально и тембрально голосом, поддержание красочными иллюстрациями, настольными игрушками-персонажами и т. п., вводят маленького человека в этот огромный мир, полный привлекательности, медленно и постепенно знакомят его со всеем, что есть в нем, значительного и прекрасного;
2. рассказывание оказывает ещё одну услугу воспитателю, оно, как ничто другое, сближает его с детьми, так как рассказчик и дети переживают одно и то же событие, вместе сопереживая и находя пути выходя из сложных ситуаций в которые попали сказочные герои.
Так, например, в русской народной сказке «Сестричка Аленушка и братец Иванушка». Сколько было продемонстрировано детьми эмоционального сопереживания героям данной сказки, дети пытались охарактеризовать действия каждого героя, наделяя их только им присущими качествами личности, такими, как добрый, доверчивый, непослушный, печальная, злая и т. п. Основным выводом для детей стало, понимание того, что послушание - залог безопасности, так как все мы можем оказаться в трудной ситуации и надо быть очень внимательными ко всему, что нас окружает, а так же к предупреждениям взрослых и более опытных людей.
Что воспитатель должен рассказывать детям в среднем дошкольном возрасте?
1. «Сказка про Иванушку - дурачка», обработка М. Горького;
2. «Война грибов», обр. В. Даля;
3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. А. Н. Толстого;
4. «Жихарка», в обработке И. Карнауховой;
5. «Лисичка-сестричка и серый волк», обработка М. Булгакова;
6. «Зимовье», обработка И. Соколова – Микитова;
7. «Лиса и козел», обработка О. Капицы;
8. «Привередница», «Лиса - лапотница», обработка В. Даля;
9. «Петушок и бобовое зернышко», обработка О. Капицы и др.
I. И так какие же условия были созданы в нашей группе:
1.
Подобраны и правильно оформлены иллюстрации, к произведениям в соответствии с программой;
2.
Разработаны дидактические игры по закреплению знаний русских народных сказок и отдельных сказочных героев, такие как «В гостях у русской народной сказки» «В гостях у доброй сказки» и т. п. Очень любят дети складывать сюжетные кубики с изображением сказочных персонажей, что в сою очередь воспитывает у них терпение и трудолюбие, мышление и сравнительные анализ, основанный на переключении внимания.
3.
В книжном уголке систематически меняется тематика книжек, организуется коллективный труд по приведению книжек в надлежащий вид, так называемая «Книжкина больница», где дети с большим желанием и трудятся, проявляя при этом навыки аккуратности и бережливости.
II. Расширять представления детей о русских народных сказках, воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Для детей создаются условия для самостоятельного проигрывания сказочных сюжетов, а чаще всего и целого произведения, где дети успешно не только воспроизводят произведение в полном его соответствии с текстом, но и упражняются в правильном звукопроизношении с помощью звукоподражания и повторов, характерных для русских народных сказок, подражают движениям сказочных героев. Наиболее благоприятным периодом для данной работы является вторая половила дня и летний оздоровительный период, где дети, расположившись прямо на лужайке небольшими творческими группками рассказывают полюбившуюся сказку. Например, проигрывая русскую народную сказку «Маша и Медведь», дети не только передают голосом характер сказочных героев, но и показывают игрушкой, как данный сказочных герой движется, какой у него характер и т. п.
III. Формировать навыки творческой работы, включающие такие компоненты, как: развитие воображения, оригинальности в воспроизведении, беглости в пересказе сюжета, гибкости мышления.
Так дети очень любят с помощь пальчикового театра пересказывать и показывать друг другу русские народные сказки как давно им знакомые, так и совсем новые недавно услышанные. Очень нравится детям рассказывать и показывать сказку «Курочка ряба», в процессе ее воспроизведения дети очень хорошо употребляют повторы и звукоподражание, что благотворно влияет на речевое развитие детей данного возраста.
IV. Воспитывать в детях качества творческой личности.
Большое значение в решении данной задачи, имеют различные творческие задания и продуктивная деятельность, организованная детьми. Как самостоятельно, так и по инициативе педагога. В большей степени здесь используются иллюстрации раскраски с сюжетами сказок, а также различные виды конструирования из природного и бросового материала, с использованием геометрических фигур различного цвета. Большую радость детям приносят занятия по складыванию различных сказочных героев, например таких как персонажей к русской народной сказке «Теремок» способом – оригами, с добавлением аппликационных или иных декоративных элементов.
Вывод:
Ни для кого не секрет, что в нашей работе, наибольшим успехом пользуются сказки, это положительно лучшая литература для маленьких детей. Любая сказка всегда интересна, так как полна событий и дает богатую пищу воображению. Сказка порождает новые стремления. Вызывает новые чувства и тем самым расширяет эмоционально-волевой опыт ребенка.
Ведь сказка, по мнению В. А. Сухомлинского «Развивает, внутренние силы ребенка, благодаря которым маленький человек не может не делать добра, то есть сказка учит сопереживать».