Алия Кадырова
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой
и развитию речи в средней группе
(с использованием метода моделирования)
по русской народной сказке «Теремок»
Интеграция образовательных областей:
- «Чтение художественной литературы»:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи по сказке „Теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Развитие интереса и любви к книге. Пополнение литературного багажа детей сказками.
- «Познание»:
Закрепить знания о геометрических фигурах: форма, размер, величина.
- «Физическая культура»:
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Материалы и оборудование:
Книга – сказка «Теремок», игрушка Зайчик, картинки с изображением животных (на интерактивной доске): мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь; маски на каждого персонажа из сказки теремок; модель солнышка на каждого ребёнка.
У детей: тарелки с фигурками – заместителями к сказке «Теремок», фланелеграф.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма – «Теремок», чтение рассказов о животных, подвижные игры.
Приёмы и методы:
Наглядные:
Показ картинок с изображением животных. Образец выкладывания фигурок - заместителей персонажей.
Словесные:
Беседа, разъяснения, поощрение.
Практические:
• Выкладывание фигурок - заместителей, инсценировка сказки (настольный театр). Проведение игр и упражнений: «Теремок», «Скажи ласково», «Что изменилось?», «Какой формы? Каким цветом?», «Что бывает зеленым (оранжевым, желтым и т. п. ?».
Цель: Обучение детей рассказыванию сказок методом моделирования.
-Воспитывать у детей желание стремиться к познанию и к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми.
-Активизировать и обогащать словарь детей по теме «Путешествие по сказки Теремок», общения с животными как они дружные;
-Закреплять умение детей соотносить свои действия с речевой инструкцией воспитателя;
-Воспитывать уважительное отношение к товарищам, следить за соблюдением правил работы.
Программное содержание:
• Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц;
• Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования;
• Учить интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа;
• Продолжать учить детей отгадывать загадки;
• Словарная работа: закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка-лисонка, лисичка-сестричка);
• Учить детей ориентироваться на поверхности фланелеграфа;
• Развивать умение при сравнении предметов выделять параметр размера;
• Закрепить знание цветов (серый, оранжевый, зеленый, коричневый)
• Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности.
Оборудование:
Заяц; Фланелеграф на каждого ребенка; 6 кругов разного цвета и размера на каждого ребенка; маска на каждого персонажа сказки «Теремок» красивая коробочка; фигурки животных из настольного театра «Теремок».
Ход занятия:
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель: Кто это к нам стучит. Это зайчик, он не простой, а сказочный.
Зайчик: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в каких сказках есть герой Зайчик? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка» и др.) Правильно ребята, все эти сказки русские народные. Знаете, почему эти сказки так называют, потому, что эти сказки придуманы русским народом.
Воспитатель: Чтоб узнать из какой сказки зайчик к нам прискакал надо отгадать загадку.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Воспитатель: Правильно, ребята!
Зайчик: Ребята, я хочу Вас пригласить к себе в гости, познакомить со своими друзьями. Надо будет пройти к моему дому по следам и перепрыгнуть через речку. Вы готовы, ну тогда вперед, за мной.
Звучит музыка.
Доходят до теремка. (Изображение на интерактивной доске)
Заяц: Ой, а друзей моих нет дома, только круги разного цвета. Это они решили так пошутить и превратились в кружки разных цветов и размеров, а нам с вами надо будет узнать, кто в какой кружок превратился.
Воспитатель: Ребята, поможем зайцу разобраться, кто в какой круг превратился.
Ребята: Да поможем.
Дети рассаживаются за столы, на которых приготовлены атрибуты на каждого ребенка.
Воспитатель: У каждого из вас на столе фланелегрф, на котором расположен теремок мы будем собирать по порядку сказочных героев и разноцветные круги раскладывать рядом с теремком.
На каждого персонажа сказки открывается слайд на интерактивной доске.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто первым пришел в теремок? Как вы думаете, в какой круг превратилась мышка? Какого цвета этот круг? Почему она серая? А как звали мышку? А как можно назвать ласково?
Прикладываем круг рядом с домиком, на фланалеграф, чтоб уместились все герои.
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. А сейчас Яромир будет мышкой, (надеваю маску мышки) подойди к домику, и скажи, какие слова говорила мышка, в сказке.
Ребенок:- Тук-тук-тук. Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет.
Воспитатель: Молодец садись.
Ребят, а кто из героев сказки пришел вторым к домику? Как вы думаете, в какой круг превратилась лягушка? Какого цвета этот круг? Почему она зеленая? А как звали лягушку? А как можно лягушку назвать ласково?
Прикладываем круг рядом с мышкой на фланалеграф.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас Маргарита превратится в лягушку (надеваю маску лягушки) подойди к домику, и скажи, какие слова говорила лягушка, в сказке.
Ребенок:- Тук-тук-тук. Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет.
Данная работа проводится по каждому герою. Воспитатель спрашивает про каждого героя, как его можно назвать по-другому, ласково?
Воспитатель: А медведь смог войти в дом? А что медведь сделал? А что же помогло нашим персонажам, построить новый дом?
Ребята: Дружба.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие круги по размеру? Какой круг самый маленький по размеру? А какой самый большой? Есть ли круги одинакового цвета? Какого они цвета? Какие герои превратились в эти круги?
Зайчик: Ребятки, вы молодцы! Правильно выстроили героев сказки.
Воспитатель: – А теперь давайте поиграем
Физминутка:
Теремок
Стоял в поле теремок
Он ни низок, не высок.
(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили.
(поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой
(повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.
(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
(кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались
(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.
(поднять руки вверх)
Зайчик: Сейчас мы посмотрим, запомнили вы, кто из моих друзей, в какой кружок превратился.
Соединить сказочных персонажей с кругами по сходству при помощи стилса, работа на интерактивной доске.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вместе дружно рассказали сказку и помогли зайцу узнать его друзей.
Зайчик: Спасибо вам, ребятки! Я хочу вам подарить солнышки, чтоб вы всегда были такими же веселыми добрыми и здоровыми как это солнышко. А ещё я вам оставляю сказочных героев и маски, чтоб вы могли поиграть и вспомнить сказку.
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня сегодня молодцы! Что мы с вами делали? Во что превратились герои? В одинаковые или разные круги превратились герои? Какую мы вспомнили сказку?
А теперь можете самостоятельно поиграть в сказку.