Елена Мельниченко
Руководство для родителей малыша в период адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Мамочка, не волнуйся!»
Или Я иду в детский сад.
(Практическое руководство для родителей малыша, мечтающего о детском саде)
Данный опыт представлен как один из вариантов психологической помощи и сопровождения семей с адаптирующимся к детскому саду ребенком (материалы могут послужить содержанием анкет, опросников, интерактивных форм работы с родителями, индивидуальных бесед, групповых консультаций и встреч с родителями детей, впервые пришедших в детский сад.)
Публикация «Руководство для родителей малыша в период адаптации к детскому саду» размещена в разделах
Принятие решения об устройстве малыша в детский сад каждому родителю дается непросто. Расстаться с любимым чадом и передать заботу о нем в чужие руки требует от мамы смелости и мужества. Но если, несмотря на тревогу и волнение, решение все-таки принято — пора начинать действовать. Как легко малыш привыкнет к новой обстановке и сумеет ли справиться с первыми трудностями? Ответ на этот вопрос во многом зависит от мам и пап.
Я предлагаю очень простые и полезные домашние задания для любящих родителей.
Мамины тревоги
Цель: подумать о том, что волнует меня больше всего и что с этим делать? А также заранее приготовить вопросы для первых встреч с воспитателями и психологом детского сада.
Перечислите основные моменты, волнующие Вас перед поступлением малыша в дошкольное учреждение. Если Вы затрудняетесь сделать это самостоятельно, постарайтесь проанализировать предлагаемый список «родительских тревог», используя шкалу оценок от 0 до 10. Проставьте напротив каждого утверждения соответствующий балл важности лично для Вас. Например, если какой-то момент волнует Вас более всего, значит, ему будет соответствовать балл 10, и так далее по нисходящей.
Список «маминых и папиных тревог»
1. Готовность ребенка к детскому саду.
2. «Качество» детского сада.
3. Частые болезни ребенка, инфекции от других детей.
4. Тяжелые моменты расставания по утрам, истерики.
5. Плохой аппетит в детском саду, отказ от еды.
6. «Неправильное» отношение воспитателя к Вашему ребенку.
7. Нежелание ребенка идти на контакт с воспитателями (или одним из них).
8. Трудности укладывания спать в детском саду на тихий час.
9. Недостаточная сформированность навыков самообслуживания (не просится в туалет, плохо кушает самостоятельно, не умеет одеваться и пр.).
10. Плохая речь ребенка (мало говорит, речь непонятна чужому взрослому и пр.).
11. Наличие у малыша вредных привычек (сосет соску, палец, пьет из бутылочки и пр.).
12. Наличие характерных черт, затрудняющих общение (агрессия, частые капризы, упрямство, частые отказы выполнять требования взрослых, замкнутость, трудности в установлении контактов и пр.).
13. Наличие неврологических отклонений, хронических заболеваний и пр.
14. Возможное недостаточное внимание со стороны воспитателей.
Если у Вас есть иные тревоги, не указанные в данном списке, запишите их.
1.
2.
3.
Обязательно расскажите о Ваших тревогах воспитателям или психологу детского сада при индивидуальной встрече, о которой Вы можете договориться заранее. Только в этом случае Вы не останетесь с тревогами один на один, а главное — получите грамотные ответы на вопросы от компетентных специалистов, наладите с ними контакт!
Мой малыш самый-самый.
Цели: научиться рассказывать о своем малыше самые важные и интересные факты, помочь воспитателю узнать его как можно лучше.
Когда Вы придете в детский сад, воспитатель или психолог обязательно захочет поговорить о ребенке, его особенностях, что он любит. Поверьте, эта информация очень важна для педагогов, которые начинают работать с новыми детьми. Возможно, воспитатель, медсестра или психолог попросят Вас заполнить анкету, где тоже нужно рассказать о сыне или дочери. И очень важно не просто откупиться от этой просьбы, а придать ей особое значение, дать по возможности информативные ответы. Ведь этим Вы помогаете не только педагогам, но и своему чаду.
Подумайте, как бы Вы могли рассказать о своем малыше, заранее постарайтесь продумать предполагаемые ответы, точные формулировки, характеристики. Будьте готовы к вопросам!
Подсказка для родителей малыш самый-самый.»
Постарайтесь составить «психологический портрет» Вашего малыша. В этом Вам поможет предложенный список характерных черт ребенка 2—3 лет. Вы можете выбрать то, что соответствует Вашему ребенку.
Несомненно, потом Вам будет очень просто описать Вашего ребенка в беседе с воспитателем и психологом:
— любознательный;
— любит рассматривать картинки;
— стеснительный;
— агрессивный;
— уравновешенный;
— покорный;
— его легко отвлечь;
— легко обижается;
— ласковый;
— плаксивый;
— отказывается выполнять просьбы;
— кусается;
— любит слушать сказки;
— очень беспокойный;
— жизнерадостный;
— плачет, когда уходит мама;
— общительный;
— внимательный;
— ломает игрушки;
— послушный;
— любит играть один;
— покладистый;
— заботливый;
— командует детьми;
— любит смотреть телевизор;
— неусидчивый;
— активный;
— капризный;
— топает ногами;
— привязчивый к взрослым;
— стремится делать все сам;
— любит шумные игры;
— упрямый;
— надоедливый;
— раздражительный;
— бьет маму;
— не делится игрушками;
— добрый;
— командует взрослыми;
— бросает предметы на пол;
— может долго заниматься одним делом;
— бьет сверстников.
Перечислите, пожалуйста, черты характера ребенка, которые Вам нравятся.
Какие черты ребенка Вам хотелось бы исправить?
Насколько мой малыш готов к детсадовской жизни?
Цель: попробовать самостоятельно оценить, насколько малыш готов к поступлению в сад и чему уделить большее внимание в ближайшее время.
Постарайтесь самостоятельно и объективно оценить, насколько Ваш малыш готов к жизни в детском саду и детском коллективе.
Анкета для мамы и папы
1. У нашего малыша есть любимые игры и игрушки.
2. Он с желанием играет с другими детьми на дворовой площадке.
3. Свободно чувствует себя с малознакомыми взрослыми.
4. Время от времени я рассказываю малышу о том, как хорошо в саду.
5. Мой ребенок достаточно уверен в себе и небоязлив.
6. У него чаше бодрое или уравновешенное настроение.
7. Более или менее спокойно реагирует на мое временное отсутствие.
8. Проявляет интерес к действиям взрослого.
9. Умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослых.
10. С интересом относится к новым игрушкам и окружающим предметам.
11. Общается с другими взрослыми, кроме мамы и папы.
12. Может обратиться за помощью в разных ситуациях.
13. Часто мы гуляем с малышом на территории детских садов.
14. Дома у моего малыша такой же режим, как в детском саду.
15. Многие вещи он уже может делать самостоятельно.
16. Мой малыш достаточно подвижен и активен.
17. Комфортно чувствует себя, когда в доме много людей.
Это те немногие вопросы, которые помогут первоначально оце
нить предварительную готовность Вашего малыша к детскому саду.
Если Вы можете уверенно и положительно ответить примерно на 14—17 вопросов, Вы довольно близки к цели в своем работе по подготовке малыша к коллективной жизни. Если Вас радует пока половина или менее утверждений, впереди еще серьезная работа по оказанию помощи и поддержке ребенку. Удачи Вам!
Какие утверждения еще не получили Вашей положительной оценки? Это означает, что над ними Вам еще предстоит поработать в ближайшее время. А какие иные достижения есть у Вас и Вашего малыша, кроме предложенных? Запишите их.
1.
2.
3.
4.
Предлагаем Вам еще один мини-опросник. Итак, если малышу предстоит посещать детский сад, и Ваша семья серьезно относится к этому событию, предлагаем Вам определить степень готовности ребенка к до-школьному учреждению.
Тест «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду»
1. Вы заботливая и любящая мама?
2. Ваш малыш умеет знакомиться и играть с другими детьми?
3. Ребенок может словами объяснить свои желания?
4. Расставание с мамой на несколько часов проходит легко (и для ребенка, и для мамы?
5. Ваш малыш свободно пользуется ложкой, легко снимает и надевает одежду?
6. Вы уже выбрали детский сад?
7. Ваш малыш уже посещал «группу адаптации», занятия в школе раннего развития и др. ?
Подсчитайте полученные баллы: за каждый ответ «да» — 1 балл, за каждый ответ «нет» — О баллов. Проверьте результаты теста. Если Вы набрали 6 и более баллов — ребенок сможет адаптироваться к детскому саду самостоятельно. Если же полученный результат ниже 6 баллов, ребенку необходима дополнительная подготовка для успешного привыкания.
Напутствие любящим мамам и папам
Мудрые мамы и папы!
Период привыкания к детскому саду — не самый легкий в Вашей жизни и жизни малыша. Вы наверняка будете волноваться с том, как он там, а он первое время будет сильно скучать по маме Не волнуйтесь — со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться, чтобы первая до рожка самостоятельности для Вашего крохи не была чересчур ухабистой и не страшили его ни лисы, ни волки, ни медведи.
А мы всегда готовы ответить на любые волнующие Вас вопросы
В заключение хочется пожелать Вам удачи и педагогической грамотности.