Надежда Кокина
Планирование по теме «Труд в Самарской губернии: дошкольникам об основных предприятиях и связанных с ними профессиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «В Тольятти труженик-народ судьбой Отечества живёт»
Интеграция образовательных областей:
Задачи:
1) («Речевое развитие»)
• Расширять словарный запас по теме.
• Формировать лексико-грамматический строй речи по теме.
• Совершенствовать навыки правильного звукопроизношения, словообразования, звукового и слогового анализа слов, владения синтаксической стороной речи.
• Обращать внимание на грамотное оформление высказываний в собственной речи, развивать связную речь.
2) («Социально-коммуникативное развитие»)
Публикация «Планирование по теме „Труд в Самарской губернии: дошкольникам об основных предприятиях и связанных с ними профессиях“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Планы, тематические недели
- Самарская область, Самара
- Темочки
• Познакомить с производством Волжского автомобильного завода, его цехами, выпускаемыми автомобилями и заводскими профессиями.
• Сформировать представление о значимости завода для всей страны, о ценности трудовой деятельности людей на этом предприятии.
• Развивать заинтересованность детей готовой продукцией завода и желанием освоить заводские профессии в будущем, став взрослыми.
• Формировать представление детей о предприятии как едином механизме одного целого, взаимозависимости выполняемых трудовых действий всеми участниками производства.
• Учить детей контактировать в процессе образовательной деятельности, поддерживать друг друга, задавать наводящие вопросы, помогать строить законченные высказывания.
• Развивать коммуникативную функцию речи у воспитанников во время образовательной деятельности.
• Воспитывать гордость за автомобильный завод, уважение к людям труда.
3) («Художественно-эстетическое развитие»)
• Расширять знания детей о крупном предприятии Самарской области – Волжском автомобильном заводе через чтение литературных художественных произведений, стихов (Рассадин К. «Есть город в России…», Степанов А. «Здравствуй, Тольятти-город», просмотра слайдов, фотографий, фильмов, отгадывании загадок об автомобилях, прослушивании песен о машинах («Песенка друзей» слова Сергей Михалкова, музыка Михаила Старокадомского; песня «По правилам» слова А. Вайнер, музыка Н. Вайнер).
• Приобщать к прослушиванию классической музыки (Д. Шостакович «Романс»).
• Рассмотреть уменьшенные модели автомобилей ВАЗа, карты-схемы с достопримечательностями города Тольятти.
• Отметить достоинство легковых отечественных машин и их дизайнерское оформление.
• Развивать желание детей передавать в рисунках понравившиеся модели «жигулей», устроить выставку рисунков «Ладушка 21 века».
Методы и приемы:
- практические: игровые упражнения и приёмы, речевые упражнения, конструктивные и творческие упражнения в работе с лего – конструктором с использованием приёмов триз-технологии, моделирование, подражательные упражнения на примере образца педагога, повторение отработанных форм.
– упражнение в употреблении сущ. в Р. п. (Д/и «Чего не хватает)
- упражнения в названии инструментов труда по профессиями на заводе (Д/и «Какие инструменты нужны для работы?»)
- упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами на примере инструментов труда (Д/и «Скажи ласково»).
- упражнение в умении выделять автозаводские профессии от других, совершенствовать синтаксическую сторону речи – составлять сложноподчинённые предложения, упражнение в употреблении имён существительных в родительном падеже (Д/и «Кто лишний?»).
Упражнение в образовании родственных слов (город - горожане, Волга - волжане, Тольятти – тольяттинцы, завод – заводчане, ВАЗ – вазовцы).
- упражнение в фонематическом анализе слов (Д/и «Выдели первый звук в слове и дай ему характеристику»).
Д/и «Любимый город» - упражнение в чтении и нахождении объектов города на карте-схеме схожего с карточкой в соответствии с прочитанными словами (Д/и «Любимый город»).
- упражнение в составлении рассказа о последовательности сборки автомобиля (Д /и «Что сначала, что потом?»).
- упражнение в классификации и определении марки машины и составлении сложно - подчинённых предложений (Д/и «Назови семейство автомобилей»).
- упражнение в словообразовании на примере цвета машин (Д/и «Назови цвет автомобиля»).
- упражнение в суффиксальном способе образования сложных слов (штамповщик, прессовщик, изобретатель, испытатель, наладчик) и путём слияния двух основ (электромеханик, автослесарь, автодизайнер,.) (Д/и «Кто что делает?»).
- упражнение в развитии навыка слогового анализа слов на примере заводских профессий (наладчик - 3 слога, автослесарь - 4 слога, электромеханик - 6 слогов) (Игра-соревнование «Слоговое лото»).
- упражнение в развитии слухового внимания («Игра с клаксоном»).
- упражнение в закреплении знаний дорожного движения, развитии связной речи (Игра «Дорожное движение»).
- наглядные: демонстрация видеоролика, рассматривание фотографий, слайдов о городе Тольятти, заводе АВТоВАЗе, показ и использование предметных и сюжетных картин во время дидактических игр и упражнений, изображений герба города Тольятти и эмблемы ВАЗа, показ образца задания, показ способа действия при выполнении задания.
- словесные: беседа, вопросы, указания, объяснение, пояснение, рассказ педагога о ВАЗе, отгадывание загадки о машине, чтение стихов о Тольятти и ВАЗе, пересказ текста о производстве ВАЗа.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, видеофильм «ВАЗ – гордость России», слайды и фотографии города, предметные картинки инструментов труда, лего-конструктор DUGL, карта-схема города Тольятти, карточки-фотографии с достопримечательностями города и процессе сборки автомобиля на ВАЗе, музыкальный центр, мяч, карточки к играм, медальки с эмблемой ВАЗа, игрушки мини моделей автомобилей ВАЗа, книга – сборник стихов о Тольятти и ВАЗе.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная • Имитация езды на машине под «Песенку друзей» слова Сергея Михалкова, музыка Михаила Старокадомского.
• П/и «Цветные автомобили» Цель: реагировать на сигнал и выезжать из гаражей тем автомобилям, какого цвета флажок показал водящий, останавливаться по сигналу и возвращаться обратно в гараж.
• Физминутка. «Игра с клаксоном» Цель: развивать умение быстро передвигаться по кругу, формируя слуховое внимание.
• П/и «Правила ГАИ», Цель: перемещать автомобили по игровому полю, соблюдая правила дорожного движения в игре.
• Игра-эстафета на воздухе «Кто первый?» Цель: сформировать быстроту бега, соревновательный характер поведения, желание придти первыми.
• Игровое упражнение «Выдели герб Тольятти». Цель: развивать меткость попадания мячом в вертикальную цель, формировать зрительное восприятие и внимание.
• Игровое упражнение «Найди эмблему ВАЗа». Цель: развивать ориентировку в пространстве.
Игровая • Игровая ситуация: Незнайка долго путешествовал по нашей стране и заблудился. Раздаётся стук в дверь. Педагог открывает и видит персонаж. Незнайка говорит, что он очень устал и просит отгадать его мечту, загадав детям загадку о машине.
• Игры с правилами:
• д/и «Чего не хватает?»- употребление имён существительных в родительном падеже.
• Д/и «Любимый город» : найти и положить на карту-схему города фото - изображение объекта, схожего с карточкой, назвать его.
• Д/и Что сначала, что потом?»- разложить картинки в той последовательности, в которой собирают автомобиль.
• Д/и «Назови семейство автомобилей» - по картинкам сделать классификацию автомобилей и определить, к какому семейству вазовских моделей машин они относятся.
• Д/и «Кто что делает?» - словообразование сложных слов, путём слияния двух основ.
• д/и «Назови первый и последний звук в слове» - развитие звукового анализа слов.
• Д/и «Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Д/и «Кто лишний?» - составление сложноподчинённых предложений
• П/и «Автопарк» - развивать координацию движений и быстроту бега.
• Творческие игры:
• Игра с лего - конструктором «Построй машину».
• Сюжетная игра «Поездка на машине» (как часть занятия)
• Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный завод» (как часть занятия).
Познавательно-исследовательская • Посещение «Технического музея АвтоВАЗа».
• «Музея трудовой славы АвтоВАЗа»
• Экскурсия по городу Тольятти.
• Просмотр видеофильмов: «Копейке - 30 лет», «Снежное ралли».
• Решение проблемных ситуаций: «как сделать так, чтобы передвигаться быстрее и меньше уставать», «что делать, если машина сломалась?».
• Экспериментирование: можно ли заменить круглые колёса у машины на квадратные и что получится.
• Коллекционирование разных моделей машин ВАЗа.
• Моделирование - придумать автомобиль будущего ВАЗа.
• Познавательно-исследовательский проект «Так получается автомобиль».
Коммуникативная • Беседа с детьми о Волжском автомобильном заводе, профессиях людей, кто там работает.
• Встреча детей с родителями –вазовцами, организация ситуативного разговора.
• Составление рассказа «Первый автомобиль».
• Творческий пересказ рассказа современной тольяттинской писательницы Тамары Осиповой «Маленький дворик», 09.04.2014 г Журнал - Древо поэзии.
• Отгадывание загадки о машине.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И, что это? (машина)
• Словесная игра «Подскажи словечко».
• Настольно-печатная игра с правилами «Светофор». Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
• Сюжетная игра «Такси»
• Ситуативный разговор: диалог на протяжении всего занятия между Незнайкой и участниками образовательного процесса.
• Речевой тренинг с родителями по работе с детьми ко дню машиностроителя, подбор дидактических игр по развитию словаря воспитанников об автомобильной промышленности.
• вопросы
- Чем знаменит наш город? (Здесь есть крупнейший Волжский автомобильный завод).
- А почему он называется Волжский?
- Как называют рабочих ВАЗа? (Вазовцы).
- Когда выпущен первый автомобиль ВАЗа? (19.04.1970 г.)
- Какие модели машин ВАЗа знаете?
- Какие цеха включает в себя автомобильное производство?
- Люди каких профессий работают на ВАЗе?
- Что они делают? Какие инструменты труда нужны им для работы?
- Где испытывают новые машины?
- Куда продают новые машины?
Музыкальная • Слушание
• музыка Д. Шостаковича «Романс».
• песня «По правилам» слова А. Вайнер, музыка Н. Вайнер.
Исполнение
• «Песенка друзей» слова Сергей Михалкова, музыка Михаила Старокадомского.
• Музыкально-дидактическая игра «Игра с клаксоном»
• Подвижные игры с музыкальным сопровождением
• П/и «Дорожное движение», Цель: перемещать автомбили по игровому полю,соблюдая правила дорожного движения в игре под песню «По правилам» слова А. Вайнер, музыка Н. Вайнер.
• Инсценировка сюрпризного момента, когда Незнайка думает, где достать машину.
Изобразительная • Рисование машин ВАЗа
• Лепка
• Коллективная аппликация «Автомобильный город»
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) • Составление рассказа о Тольятти.
• Чтение произведений тольяттинской писательницы Т. Осиповой «Шагало детство босиком», «Маленький дворик».
• Степанов А. «Здравствуй, Тольятти-город», Рассадин К. «Есть город в России.».
• Обсуждение нахождение достопримечательностей города на карте-схеме по фотографиям
• игра-драматизация «Мы едем, едем, едем…»
Конструирование • моделирование и конструирование машин из конструктора.
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
• Поручения (индивидуальные и подгрупповые)
• Подготовка конструктора к работе, дидактического материала и игровых моделей машин.
- Самообслуживание • Привести себя в опрятный вид перед занятием и после занятия.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность
воспитателя Деятельность
воспитанников Ожидаемые
результаты
Мотивация детей на игру-занятие, вызывание интереса
Создание проблемной ситуации перед детьми и вызывание желания найти решение
Загадывание загадки
Организация работы с лего-конструктором по схемам.
Речевые инструкции педагога по выполняемым действиям.
Оценка выполненных работ.
Организация проведения дидактических игр по развитию лексико-грамматического строя речи
Исправление речи детей во время общения.
Организация беседы о городе и заводе ВАЗе, просмотр фотографий- слайдов на интерактивной доске
Чтение стихов о Тольятти и ВАЗе.
Организация знакомства с картой-схемой города Тольятти
Руководство созданием кроссворда по названию улиц города Тольятти
Проведение звукового анализа слов.
Составление рассказа о ВАЗе.
Проведение д/и «Что сначала, что потом».
Организация д/и «Назови семейство автомобилей».
Организация и проведение физминутки: п/и «Игра с клаксоном» (развитие слухового внимания).
Организация д/и «Кто что делает».
Организация игры-соревнования «Слоговое лото».
Организация д/и «Скажи ласково».
Организация д/и «Кто лишний?» (совершенствование синтаксической стороны речи).
Организация игры «Дорожное движение».
Организация прослушивания песни «По правилам» слова А. Вайнер, музыка Н. Вайнер.
Подведение итога занятия, оценка деятельности, поощрение воспитанников. Участие в образовательной деятельности
Высказывание желания и путей решения проблемной ситуации.
Отгадывание загадки о машине
Работа с конструктором.
Постройка машин по схемам из железного конструктора.
Выполнение речевых инструкций воспитателя.
Показ готовых работ.
Участие в дидактических играх.
Упражнение в правильных речевых высказываниях во время общения.
Ответы на вопросы и просмотр фотографий-слайдов.
Восприятие стихов о городе Тольятти и желание заучивания отрывков из них.
Рассматривание карты-схемы города.
Участие в создании кроссворда о городе и его достопримечательностях.
Работа над звуковым анализом слов: Автоград, конвеер, автомобиль, испытатель, трек, иподром и т. д.
Слушание рассказа о истории рождения Тольятти и автозавода, профессиях людей, которые трудятся на ВАЗе, ответы на вопросы.
Раскладывание картинок в последовательности как собирают автомобиль на ВАЗе.
Выбор и распределение картинок по моделям автомобилей, объяснение своего решения.
Проигрывание игры по правилам дорожного движения.
Называние профессии людей, которые делают автомобили.
Упражнение в делении на слоги слов с названием заводских профессий.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Составление сложноподчинённых предложений с подчинительным союзом «потому что».
Выполнение игровых действий с моделями ВАЗа, соблюдая правила дорожного движения на игровом поле.
Слушание песен о Тольятти и ВАЗе.
Обобщающие ответы детей на вопросы педагога, получение медалек с эмблемой ВАЗа.
Заинтересованность детей образовательной деятельностью.
Решение проблемной ситуации.
Правильное отгадывание загадки.
Машины построены по схемам при учёте речевых инструкций педагога.
Учёт инструкций педагога во время построек.
Готовые постройки машин из конструктора.
Дидактические игры проиграны с интересом.
Правильная речь воспитанников.
Проведение беседы на высоком уровне, узнавание достопримечательностей города по фото-слайдам.
Заучивание отрывка из стихотворения А. Степанова «Здравствуй, Тольятти-город»
Узнавание на карте-схеме знакомые улицы города, расположение завода ВАЗ.
Кроссворд составлен.
Звуковой анализ слов выполнен правильно.
Рассказ воспитанниками запомнили.
Д/и «Что сначала, что потом» проиграли правильно.
Правильно справились с заданием в д/и «Назови семейство автомобилей».
Слуховое внимание улучшилось.
Научились образовывать сложные слова на примере профессий ВАЗа.
Правильное выполнение слогового анализа слов с названием вазовских профессий.
Правильное образование уменьшительно-ласкательных форм существительных на примере инструментов труда.
Правильное составление данных сложноподчинённых предложений.
Запоминание правил дорожного движения и их выполнение в игре.
Развитие слухового внимания.
Сформированы знания о значимости и трудовой деятельности Волжского автомобильного завода.
Итоговое мероприятие:
Фестиваль художественно – технического творчества «День рождения первого автомобиля».
Литература:
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Прославим песней Тольятти-город. Сборник стихов-проектов гимна города Тольятти - Тольятти: Современник, 2011.
3. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki /АвтоВАЗ.
S : конспект занятия предусматривался в табличном варианте. Извините за совмещение записи.
После проведения занятия дети передают свои знания в разных сюжетно-ролевых играх.