Елена Грибанова
Рождественские посиделки «Святки» со старшими дошкольниками
Развлечение проходит со старшими дошкольниками.
Тема: «Святки».
Цель: Познакомить детей с праздниками народного календаря (Рождество, Святки, Коляда).
Задачи: обучающие: формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук, координации речи с движением, согласованность движений, ловкости;
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность, мышление;
- развивать восприятие музыки, умение согласовывать движения с музыкой;
Публикация «Рождественские посиделки „Святки“ со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Посиделки
- Рождество Христово. 7 января
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к исполнению образных движений под музыку.
Ход развлечения:
Звучит русская народная песня: «Валенки». Дети сидят на стульчиках, в групповой комнате.
Музыкальный руководитель: Вам нравится зима? Какая она? (Снежная, холодная, суровая, студёная, ветреная, морозная.)
У зимы три месяца. Назовите их. (Декабрь. Январь. Февраль)
А какие вы знаете зимние праздники?
Любит наш русский народ праздники! Какие праздники уже прошли? (Новый год, Рождество.)
В старину люди, завершив осенние работы, заготовив на зиму всё необходимое и приготовившись к встрече зимы, могли немного отдохнуть. Особенно ждали в народе Святки – «святые вечера», с которыми связано много обычаев и обрядов. Зимние святки – это продолжение празднования Нового года и Рождества. Рождество – день рождения сына Бога – Иисуса Христа.
Зимние святки заканчивались 18 января, накануне православного праздника «Крещение».
Во время Святок проходили посиделки, на которых собирались девушки и парни, играли в обрядные игры. Давайте и мы с вами поиграем.
Звучит аудиозапись русской народной музыки.
Один из детей (водящий) должен придумать какое – нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.
Дети вместе со взрослым становятся в круг, внутри которого стоит ребёнок, изображающий бабушку Маланью (он может надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая её выразительными движениями.
У Маланьи, у старушки (Дети движутся по кругу, держась за руки.)
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей. (Останавливаются с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте.)
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На неё глядели,
Делали во так. (Закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и прочее. Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.)
- Молодцы, ребята, надеюсь, вам понравилась игра! Но самым интересным было колядование. Дети обычно колядовали днём, а молодёжь и старики вечером. На колядки можно было переодеваться. Это переодевание называли «ряженьем», или «окружением». Одевались, кто, как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и других персонажей. Обходили дома с пением колядок. Колядки, что это такое?
- Это маленькие песенки, в которых славились хозяева дома. Им желали добра, здоровья, богатства, урожая.
Все, что давали хозяева, ряженные собирали в мешок: монетки, обновки, простые украшения, сладости, а затем дружно поедали сладости. Делили между собойто что наколядовали. Давайте станем в хоровод, а в серединку круга выберем хозяйку.
Дети играют в игру «Коляда»
Выбирается хозяйка или хозяин и становится в круг. Дети идут по кругу и проговаривают слова:
Ну-ка добра хозяйка,
Нам конфет скорей давай-ка!
Счастья, радость в дом несем,
Пирожки еще мы ждем!
Будет день и пища будет,
Коляда вас не забудет! Хозяйка выбирает следующую хозяйку или хозяина и отдаёт ей пирог.
Все отвечают хозяйке: Спасибо тебе, щедрая хозяюшка!
Хозяйка становится на её место. Игра продолжается.
Музыкальный руководитель: А кто знает ещё колядки?
Дети по желанию рассказывают колядки, выученные ранее дома.
Музыкальный руководитель: Из дома в дом ходили ряженые с собой они брали музыкальные инструменты и играли на них. Какие вы знаете народные инструменты?
Дети перечисляют: деревянные ложки, трещотки, коробочки, бубенцы и т. д. Весёлую игру ряженых было слышно издалека. Давайте и мы сыграем русскую народную мелодию «Ах вы сени, мои сени»
Игра детей на музыкальных инструментах.
Идя колядовать, с собой обязательно водили человека, ряженого козой, или носили куклу – «козу». На Руси «козу» издавна считали символом плодородия. В каждый дом «коза» зайдёт – там и будет урожай, любовь, добро. «Коза» кукла радости, веселья, оберег хорошего настроения, она всегда весела, беспечна.
Давайте споём станцуем и споём песенку «Шла коза по лесу».
Дети исполняют песню – игру «Шла коза по лесу»
Шла коза по лесу,
По лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу,
Принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем.
Давай, с тобой покружимся,
Покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся,
Подружимся, подружимся.
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Хорошо было нам с вами, радостно, весело, к сожалению развлечение наше посвящённое зимним святкам подошло к концу.
Звучит народная музыка по выбору музыкального руководителя.