Ирина Назарова
Роль экспериментирования в познавательном развитии детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Ребенок третьего года жизни - неутомимый исследователь по своей природе. «Положи на место!», «Не тяни все в рот!», «Не трогай!» - все это нам так знакомо, не правда ли? Манипулируя с предметами, ребенок получает бесценный опыт об окружающих его предметах и явлениях, который станет основой для формирования целостной картины мира в будущем. Исследуя предмет с помощью различных анализаторов, маленький человек узнает о его свойствах. Такой способ познания окружающего мира естественен для двухлетнего ребенка, так как предметная деятельность является ведущей в этом возрасте.
Публикация «Роль экспериментирования в познавательном развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Огромную развивающую роль имеет грамотно организованная взрослым опытно-экспериментальная деятельность. В процессе игр-экспериментов воспитанники первой младшей группы изучают свойства и качества таких материалов, как вода, песок. Взрослый направляет ребенка, побуждает к действию, заинтересовывает. Предлагает перелить воду из одной емкости в другую, окрасить воду в стакане гуашью, полить на сухой песок воды и перемешать лопаткой, отделить гречку от песка при помощи ситечка и т. д. Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако, взрослый всегда должен быть рядом.
В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт малышей, формируются реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Песок сыпется, но стоит добавить в него воды, и из него можно слепить пирожное. Снег холодный, белый, но в теплой комнате превращается в воду, жидкую и прозрачную – тает.
Развивается речь, расширяется словарный запас: при проведении опыта, взрослый объясняет ребенку, что песок – сыпется, значит, он сыпучий. Новые выявленные свойства обретают название.
И, конечно же, в процессе таких происходит активизация мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения.
Таким образом, в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему стремление исследовать окружающий мир в безопасных условиях, под руководством взрослого, который направляет, поддерживает инициативу, помогает сделать выводы.