Ульяна Борисова
Роль экономического воспитания по формированию ценностного отношения к окружающему миру у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, происходящие в жизни общества,
оказывают огромное влияние на воспитание и
образование молодого поколения. Меняются идеи,
ценности, многие личностные качества, на которые
ориентировались взрослые и дети.
В последнее время экономика стала
необходимым направлением в дошкольном
образовании для формирования полноценной,
всесторонне развитой личности ребенка через
изучение основ экономической культуры.
Экономическое воспитание - часть общей
Публикация «Роль экономического воспитания по формированию ценностного отношения к окружающему миру у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
системы воспитания, организованный
педагогический процесс, направленный на
формирование бережного отношения к
окружающему миру ценностей, еще одна из граней
воспитательного процесса. Экономическое
воспитание понимается как результат
экономического просвещения, способствующего
формированию хозяйственного отношения к
материальным и духовным ценностям и
становлению начал ценностных ориентаций.
Стоит подчеркнуть, что экономическое
воспитание тесно связано с социально-нравственным, которое включает развитие у
подрастающего поколения таких ценных качеств,
как справедливость, честность, уважение к
результатам труда взрослых, бережливость и др.
Так, в программе А. Д. Шатовой «Дошкольник и
экономика» акцентируется внимание на
необходимости обеспечить единство трудовой,
нравственной и экономической сторон воспитания,
что, в свою очередь, способствует становлению
ценностных жизненных ориентиров в дошкольном
возрасте. Особенностью данной программы
является развитие экономических представлений
детей через познавательную деятельность, что
позволяет развивать интерес к людям различных
профессий, воспитывать бережное отношение к
игрушкам и предметам окружения, развивать
творческие способности в решении игровых задач.
Однако, при формировании экономических
представлений следует учитывать, что
дошкольники еще не могут самостоятельно
создавать социально значимые ценности, а только
потреблять то, что делают для них взрослые.
Именно поэтому специалисты (Л. Н. Галкина, Л. А.
Голуб, Е. А. Курак, Л. А. Михирева, А. Д. Шатова и
др.) видят главную цель работы по экономическому
воспитанию в формировании бережного отношения
к труду взрослых. Нравственное и экономическое
воспитание не могут обеспечить успешный
результат без включения дошкольников в трудовую
деятельность. Ученые отмечают, чем младше
дошкольник, тем теснее должна быть взаимосвязь
этих сторон воспитания. Специфика трудовой
деятельности заключается в получении результата
труда – социально значимого продукта в процессе
совместной партнерской деятельности. Разделяет
эту позицию Б. Т. Лихачев, утверждая, что
дошкольный возраст – наиболее благоприятный
период в экономическом образовании, поскольку в
силу возрастных особенностей позволяет успешно
формировать у детей первоначальные
представления о морально-правовых аспектах
социально-экономических отношений, воспитывать
честность, надежность, бережливость, уважение к
сотруднику и партнеру.
Наш ЦРР детский сад №1 «Туллукчаан» села
Сунтар Сунтарского района работает по основной
программе дошкольного образования разработанной с учетом примерной воспитательной
программы дошкольного образования «От
рождения до школы». В программе ставятся задачи
развития у детей (с учетом возрастных
особенностей) интереса: к труду взрослых, желания
трудиться; воспитания навыков элементарной
трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи
решаются через ознакомление детей с трудом
взрослых и непосредственное их участие в
посильной трудовой деятельности в детском саду и
дома.
Основное направление нашего детского сада
еще с 90-х годов - экономическое воспитание
дошкольников. Мы считаем, что трудовое
воспитание является практической основой
экономического образования дошкольников. У
дошкольников формируется понимание
общественной ценности труда родителей, он
открывает понятие «бюджет семьи», осознаёт
зависимость расходов в семье от доходов. Им
воспринимается любой окружающий его предмет
как результат труда людей разных профессий, всего
общества. Бережное отношение к предмету –
уважение к людям, создающим его для
удовлетворения каких-либо потребностей человека.
У дошкольника воспитываются трудолюбие и
другие нравственные качества: ответственность,
бережливость, самостоятельность. Выполнение
любого вида деятельности требует от него
настойчивости, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости, привычки к
волевым усилиям. Имеющиеся трудовые умения
совершенствуются, их объём при открытии нового
содержания труда расширяется.
В своей работе сначала мы детей знакомим с
трудом взрослых, затем умение принимать участие
в коллективной трудовой деятельности. И только
после этого происходит воспитание трудолюбия,
самостоятельности, настойчивости,
ответственности, дружеских взаимоотношений со
сверстниками в труде. Систематическое включение
детей в трудовую деятельность позволяет
воспитывать привычку к труду. В начале под
наблюдением, а затем и самостоятельно, дети
стараются поддерживать порядок в групповой
комнате, на участке, и принимают активное участие
в уборке: протирают свои стулья игровые модули,
строительный материал; моют игрушки, стирают
кукольную одежду, накрывают на стол, поливают
цветы, подготавливают материалы к занятиям.
Конечно, трудовым воспитанием нужно заниматься
не только в детском саду, но и дома. И поэтому мы
тесно работаем с родителями.
Каждая неделя в нашем детском саду
тематическая. Например, неделя «Я и мое
окружение», «Все работы хороши», неделя
экономики, «Экология», «Мир вокруг нас», «Неделя
здоровья», «Моя Родина» и т. д. и каждый раз идет
организация и стимулирование различных видов трудовой деятельности, и формирование у них
добросовестного отношения к работе, содействие
проявлению ими инициативы, творчества,
стремления к высоким результатам.
Помимо деления недель на темы в нашем
детском саду у каждого педагога и воспитателя своя
кружковая деятельность. Непосредственно я
являюсь руководителем кружковой деятельности
«Экономическая азбука». Работа тесно связана с
трудовым воспитанием, работа кружка
распределена на блоки, например, Блок «Труд продукт-товар. В этом блоке форма работы
разнообразная. Проводятся беседы: «Мои добрые
дела», «Когда я вырасту», «Профессия моих
родителей», «У каждого человека должно быть
интересное дело», «Почему взрослые работают»,
«Сколько заработал-столько купил» и т. д., где
происходит непосредственная связь с трудовым
воспитанием.
Таким образом, трудовое воспитание является
фундаментом для формирования основ
экономического воспитания. В процессе работы по
формированию экономического воспитания,
уточняется ценностные отношения у дошкольников
к окружающему миру.