Наталья Алёхина
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка и его эмоционального благополучия (консультация для педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях экологическое образование человека является составной частью его общего образования. Основой экологической грамотностью закладываются у ребенка с самого раннего детства, когда он полон любви к своим близким, объектом и явлениям окружающего мира, к своему телу и выражает эти чувства искренне и свободно. Эти добрые восторженные чувства можно сохранить и развить у него, если взрослые люди своим собственным отношением к природе и поведением покажут пример.
Публикация «Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка и его эмоционального благополучия (консультация для педагогов)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Большое значение в развитии экологической воспитанности у ребенка имеет период нахождения в детском саду, когда воспитатель сада в тесном контакте с родителями дает ему первые уроки любви к природе, ко всему живому, учат наблюдать ее, тревожится за ее судьбу, совершать практические созидательные действия.
Предварительные итоги работы с детьми по экологическому воспитанию позволяют утверждать, что, как правило, у нас остается еще не до конца использованным потенциал, требующий своей дальнейшей реализации. Это дает нам основание говорить о складывающейся норме формирования.
Мы сталкиваемся с такими проблемами как:
• низкий уровень экологической культуры самих воспитателей;
• необходимость изменения содержания и форм работы по экологическому воспитанию с детьми в соответствии с потребностями общества и экологической обстановки города;
• эколого-педагогическая безграмотность родителей;
• ограниченность тиражей методической и учебной литературы, наглядных пособий.
Для решения данных проблем требуется:
• изучить имеющуюся в детском саду методическую литературу: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (методические рекомендации воспитателям дошкольных учреждений); «Как приобщить ребенка к природе» С. Н. Николаева;
• познакомится с программами по экологическому воспитанию : С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», А. В. Тихонова «Учите любить родную природу»;
• провести анкетирование среди родителей по экологическому воспитанию в результате чего выяснить интересующие их вопросы и проблемы; подобрать консультации папки-передвижки; провести родительское собрание, на котором опытом семейного воспитания по экологическим вопросам родители обсудят между собой;
• подобрать детские игры и наглядные пособия.
Затем необходимо диагностирование детей, в результате которого следует
поставить перед собой следующие задачи:
1) формирование системы знаний живой и не живой природе, об осознании единства человека и природы;
2) формирование экологического мышления, наблюдательности интереса и любви к живому.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, «читать ее язык» и беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства в семье и детском саду, а затем в школе при активном взаимодействии с природой, когда красота и неисчерпаемое сложность природных явлений становятся источником его мысли.
Приобщением ребенка к природе является наблюдение за птицами, где мы подчеркиваем, что недостаточно только любоваться ими, а нужно помочь им выжить в трудное время - зимой. Наши воспитанники с удовольствием делали кормушки для птиц и подкармливали их в это время года. В этом нам помогали родители, которые мастерили кормушки.
Занятия, проводимые в форме наблюдения, помогают ребятам больше узнать о жизни птиц, живущих на территории детского сада - воробьев, сорок, синиц и голубей; дети учатся различать зимующих и перелетных птиц.
Длительные наблюдения дают возможность увидеть: как птицы летают; как важно вышагивают сороки; как смешно ссорятся воробьи из-за крошки; как находят между собой общий «язык» голуби.
С наступлением весны дети всегда с нетерпением ждут возвращения пернатых друзей, готовят для них скворечники, учат стихи, песни.
Обязательны систематические наблюдения за комнатными растениями. У ребят развивается познавательный интерес - они в дальнейшем самостоятельно будут рассматривать растения, делать зарисовки в календаре, замечать красоту комнатных растений.
В старшем возрасте дети уже знают, что комнатные растения имеют определенное строение, у них есть корень, стебель, иногда цветы. Практические занятия помогут ребятам узнать, как размножаются растения (луковицами, черенками, листьями, корневищами). Дети узнают, что все растения красивы, если за ними тщательно ухаживать. Знания детей по знакомству с природой следует закреплять в дидактических играх, других видах деятельности
В процессе подготовки детей к экскурсиям на природу, с ребятами проводят ряд бесед на тему: «Правила поведения в природе» (рассказ В. Сухомлинского «Почему плачет синичка» - воспитание ответственного отношение к природе).
Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустыню».
Художественное восприятие красоты природы, эмоциональный отклик находят отражение на занятиях по ручному труду, изобразительной деятельности. Интересны рисунки «Весна», «Осень наступила», «Зимний пейзаж», «Зимние забавы».
Все виды деятельности дошкольников формируют позитивное отношение к природе, развивают экологическое мышление.
Методические рекомендации «Создание условий для экологического воспитания детей» С. Н. Николаевой, гласит, что новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организации экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута в природу.
Экологическими объектами могут быть:
- хвойные породы деревьев (лиственница, имеющая сходство и с лиственными и с хвойными деревьями; сосна; ель);
- лиственные деревья (береза, тополь, клен, осина, липа);
- кустарники (сирень, жасмин, шиповник).
Ребята хорошо учатся различать и называть разные породы деревьев, находить их сходство и различие.
В работе надо стараться использовать занимательные, загадки, шутки, игры. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, тренируют внимание и память, обогащают речь детей.
Также стараться обращать внимание ребят на фито - огород (ромашка, мята, подорожник, календула, мать-и-мачеха, мелиса, объяснять их целебные свойства (желательно создать картотеку лекарственных растений).
Самым ценным, что мы формируем и приобретаем в процессе воспитания, является духовность личности. Да, это не увидишь и не потрогаешь, но это можно ощутить в процессе общения с любым человеком. Поэтому мы можем говорить о том, какими становятся наши воспитанники, о тех изменениях, которые в них происходят.
Таким образом, содержание и формы экологического образования в детском саду формируют у дошкольников систему экологических представлений и элементарные понятия, учат наблюдать явления природы, выявлять ее взаимосвязь и явления, грамотно вести себя в лесу и др. биоценозах.
А главное, подготавливают детей к восприятию экологических знаний на следующих ступенях (обучение в школе).