Светлана Иванова
Роль взрослого в активизации речи малыша
▼ Скачать
Каков речевой багаж детей раннего возраста? К окончанию первого года жизни в активном словаре ребенка в среднем имеются 5-10 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, мама, дядя, ляля, это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах, дай, на) и часто произносимые формы слов («кач»-качаться, «зя»-нельзя, а также звукоподражания голосам животным (ав-ав, мяу, гага-, би-би)
Активный словарь у детей в 2-х летнем возрасте состоит преимущественно из существительных и глаголов и составляет по исследованиям авторов 50-200 слов.
Публикация «Роль взрослого в активизации речи малыша» размещена в разделах
3-ий год жизни является очень важным этапом в развитии речи, за этот период словарь должен значительно обогатиться и будет составлять от 800 до 1000 которыми ребенок активно пользуется.
Дети должны научиться выражать свои мысли предложениями, употреблять почти все части речи, поэтому нужно будет преодолеть немалые трудности в развитии речи и помочь в этом должен взрослый.
Ведь зачастую родители не знают, как общаться с детьми, в какие игры играть, какие сказки читать. В итоге: либо слишком сюсюкают, либо общаются с ребенком, как со взрослым, требуя от него того, что он сделать не в состоянии.
Какова же роль взрослого в развитии речи детей раннего возраста?
Ребенок родился и с первых же минут он окружен взрослыми людьми, именно взрослые создают ту речевую среду в которой растет и развивается ребенок и которая в дальнейшем непосредственно влияет на его речевое развитие.
Очень важно, чтобы речевое воздействие было полноценным, т. е. взрослые говорили четко, понятно, с нормальной силой голоса.
Что же делать взрослому и как создать такие условия при которых дети будут активно приобретать положительный речевой опыт? Я имею возможность предложить вам рекомендации по активизации речевого развития с детьми раннего возраста.
Совет первый:
Уделяйте больше внимания интонационационной окраске голоса, малыш очень реагирует на тон голоса, хотя они еще не понимают много слов, но по тону интонации вашего голоса могут понять довольны им или нет, но и с интонациями надо быть осторожными, дети устают от однообразного тона, а потом мозг дает команду выключиться и они уже не слышат взрослого, поэтому следует чередовать эмоционально-окрашенную речь со спокойной, тихой речью.
Совет второй:
Побольше разговаривайте с детьми, следует не просто давать указания, а разговаривать и общаться, ведь от вещания, которое будет слышать ребенок, зависит объем пассивного словаря, а он то в последствии и станет активным. Если взрослый возьмет за правило все объяснять малышу, то малыш будет внимательно прислушиваться к его речи.
Допустим, собираясь на прогулку, речь может быть приблизительно такой:
Маша, мы идем на улицу, там сейчас прохладно, потому-что осень, поэтому нужно тепло одеться, сейчас мы наденем теплые вещи6 штанишки, кофточку и шапочку, нам тепло, мы будем гулять и смотреть на желтые листочки.
Предложения должны быть короткими и состоять преимущественно из существительных и глаголов. Постепенно следует вводить в речь прилагательные и местоимения.
Например: «Посмотри, у тебя шапка зеленая, а у меня синяя, чья зеленая шапка? Моя! Чьи зеленые штанишки? Мои!
Совет третий:
Используйте малые стихотворные формы! С детьми раннего возраста следует широко применять стихотворные формы, читайте деткам небольшие стишки, они помогут обратить внимание детей на определенное действия и достичь желаемых результатов в различных жизненных ситуациях.
Стихи вы можете использовать в любой в момент:
-во время кормления малыша
-во время гигиенических процедур в ванной комнате
-при укладывании малыша спать
-при одевании малыша на прогулку
Таких стихов очень много и можно подобрать на свой вкус или соответственно интересам ребенка, очень важно правильно подбирать и использовать произведения, стихотворения должны быть небольшие и состоять преимущественно из существительных и глаголов.
Совет четвертый:
Активизируйте речь ребенка! Для этого можно воспользоваться различными приемами, в частности очень эффектным является прием совместного проговаривания знакомого стихотворения, когда дети говорят последнее слово в каждой строчке. Продолжить работу со стихотворением следует показать картинку, с изображением предмета. Описанного в стихотворении, которая позволит активизировать речь ребенка, с помощью вопросов по содержанию стихотворения, при этом разборе стихотворения ключевым ответом можно подключить и движения руками, и телом, при этом напомню, что предложения должны быть короткими!
Если введено новое слово, надо употребить его в каждом предложении, не заменяя на слова: в нем, на нем и т. д., так нужно работать с каждым стихом
Внимание, нужно помнить, чтобы слово из пассивного словаря перешло в активный, следует сказать его несколько раз в различных ситуациях, однако надо не перегружать малыша большим количеством слов, если от ребенка требовать произносить слишком много сложных и длинных слов, результат может быть печальным: заикание или запинки в речи.
Совет пятый:
Широко используйте игры-упражнения для пальчиков-это очень важно для развития речи. Здесь вам пригодятся игры-забавы, такие как:
-«Сорока-ворона»
-«Ладушки-ладушки»
-«Идет коза -рогатая»
-«Этот пальчик маленький»
-«Пальчик-пальчик, где ты был»
Дети очень любят игры с речевым сопровождением
Совет шестой:
И наконец совет шестой:
Рассказывайте детям сказки, малышам следует рассказывать сказки с многократным повторением, рекомендуются следующие сказки:
- «Колобок»
-«Коза-дереза»
-«Теремок»
Такие сказки ребенку легче запомнить и воспроизвести