Елена Рыжкова
Роль выставок в обучении учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Преподаватель Ачаирского филиала «МБОУ ДО ДШИ
Омского района» Рыжкова Е. Н.
Роль выставок в обучении учащихся. Выставка как точка отсчета на их творческом пути.
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.»
Шалва Александрович Амонашвили
Творческое развитие детей во все времена было важным вопросом, которому уделяло внимание абсолютное большинство педагогов. Они постоянно придумывали и продолжают придумывать новые средства, приёмы и методы, с помощью которых можно решить эту проблему.
Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и педагогов. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме.
Ни для кого не секрет, что выставка является определённым этапом на творческом пути! Кто-то из обучающихся тяготеет к графике, а кому-то больше удаются живописные работы! Но и те и другие очень радуются, когда рисунки получаются удачными и привлекают внимание одноклассников аккуратным штрихом или красивым колоритом. Обучающиеся из года в год совершенствуют свои умения и навыки в области изобразительного искусства и постепенно поднимаются всё выше и выше по ступенькам своего творческого пути.
Уроки изобразительного искусства в детской школе искусств всегда воспринимаются детьми с большим энтузиазмом. И это неслучайно, ведь эти уроки дарят детям возможность сочинять, мыслить, творить. Весь их творческий потенциал, умение думать, равно как и навыки, полученные на уроках рисунка, живописи, ДПИ, композиции станковой — все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал.
Дети любят фантазировать, ведь для них это игра и развлечение.
На выставках обычно представлены работы по рисунку, живописи, станковой и декоративно-прикладной композиции. Работают учащиеся в различных жанрах. Здесь есть портреты, натюрморты, пейзажи, наброски и зарисовки с людей и животных, бытовой и батальный жанры.
Работы выполнены в различных техниках – акварелью, гуашью, графитным и цветными карандашами, пастелью, из глины, теста, витража, батика, цветной бумаги, ткани и природного материала. В своих работах ребята показывают свои навыки и умение работать и цветом, и линией, правильно компоновать на формате и придумывать интересные сюжеты.
Ни для кого не секрет, что персональная выставка, как для художника начинающего так и достаточно маститого, является определённой вехой на творческом пути, своеобразной «отправной точкой» для последующего этапа художественной биографии. Появляется возможность не только поделится со зрителями своим взглядом на окружающий нас мир, но и проанализировать себя со стороны свежим «не замыленным» взглядом.
Самыми первыми персональные выставки были у Иноземцевой Виктории и Лабза Екатерины в 2014-2015 годах.
После ежегодных тематических выставок посвященных «Дню пожилого человека», «Дню матери», «Осени», «Новому году», «Весне», «23 февраля», «8 марта», «Дню защиты птиц», «Международному дню кошек», «ДПИ», «9 мая», «Выпускным работам учащихся», «Дню России», с 2020 учебного года проводить персональные выставки учащихся по изобразительному искусству стало традицией. Юные художники: Смолякова Татьяна, Лобанов Дмитрий, Говелко Альберт, Бондаренко Дарья, Петрова Ольга, Комиссарова Дарья учащиеся, Пузанова Валерия, Лобанова Елизавета, творческие выставки которых заслуживают внимания. Всвязи с сложившейся эпидемиологической ситуацией персональные выставки учащихся немного трансформировались, перейдя на новый уровень - интернет выставок в сети интернет на сайте ОК в группе «Ачаирская ДШИ»: Черноваловой А., Ивановой В., Карповой В., Столяровой Е. Учащиеся были довольны этим событиям, но часть из них изъявило желание лицезреть свою персональную выставку именно в филиале ДШИ, а значит для детей школа имеет свой положительный статус!
Существуют еще и выставки – конкурсы творческих работ учащихся различного уровня: школьные, городские, региональные, областные, международные. Когда у детей есть возможность увидеть работы других учащихся, посмотреть на их творческие способности и оценить свои, чему-то научиться.
Так проходит ежегодный интернет-конкурс рисунков и поделок – «Ушки да лапки» г. Новосибирск МБУ ДШИ №17; открытая областная ежегодная выставка-конкурс «Учебный натюрморт» среди учащихся ДХШ и ДШИ (ОмГПУ, ВШНИ г. Омск «Золотое сечение»- в которых наши учащиеся ежегодно принимают участие и неоднократно занимали призовые места (Смолякова Т., Тома С, Говелко А., Лобанов Д., Иванова А., Лабза Е и другие). Конкурсы – выставки традиционны и в нашем филиале, обычно они приурочены к каким либо праздникам: государственным, семейным, общественным, религиозным.
Юным художникам удаётся передавать пространство и материальность, колорит и настроение, портретное сходство.
Интересные и красочные детские произведения заставят улыбнуться всех. В трогательных детских работах сочетаются наблюдательность и фантазия, но самое важное – ощущается очень тёплое отношение авторов к изображаемому.
Для детей важно рисовать то, что их увлекает, пробуждает в них живой интерес и вызывает желание взять в руки кисть, карандаш. Рисование расширяет кругозор, прививает любовь к искусству, а также активирует творческую деятельность учеников.
Выставки, выставки-конкурсы – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности педагога. Когда обучающийся принимает участие в конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу преподавателя, но и образовательного учреждения в целом.
Каждый ребёнок, принимая участие в выставках - конкурсах, преследует какие-то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются не только начальные умения ребёнка познавать окружающий мир, но и его отношение к искусству на протяжении всей его последующей жизни.
Предлагаяребёнкупринять участие в конкурсе, мы заведомо ставим его в ситуацию оценки и конкуренции. Это заранее сложные условия, поэтому решаются участвовать далеко не все. Здесь необходима поддержка и одобрение взрослых, нужен опорный человек в этой теме. Таким человеком могут стать как педагог, так и родители, а лучше всем вместе. И только тогда, почувствовав поддержку и одобрение, ребёнок в состоянии идти дальше.
Для того чтобы ребята понимали, какое значение для них имеет участие в выставках, выставках-конкурсах, нужно проводить педагогу разъяснительную работу с детьми: для школьников это могут быть примеры из жизни известных людей (желательно значимых для них, из своей жизни, объяснить какое значение имело для них участие в них.
Объяснять что творческая активность направлена на их будущую жизни по окончании школы. Разъяснять, какие выставки-конкурсы им могут помочь для самоутверждения в жизни или будущей профессии.
Выставка, выставка-конкурс - это точка отсчета, от которой ребенок делает шаг для достижения новых целей. Это прекрасная возможность для обучающихся показать свои достижения, скрытые таланты. Для обучающихся – зрителей (посетителей выставки) – это возможность увидеть своего друга с иной точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом деле.
В свое время Эйнштейн Альберт сказал: «Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример».
Для ребят пример активного, эрудированного педагога - участника многочисленных конкурсов, может послужить тем самым необходимым стимулом личностного роста.
Ведите за собой обучающихся, уважаемые коллеги, и результат не заставит себя ждать!