Наталья Шендыгаева
Роль педагога в проведении дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Роль педагога в проведении дидактических игр (младший дошкольный возраст).
Одним из средств сенсорного воспитания является игра, особенно важное место занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Поэтому руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Как отмечает Е. Н. Панова, через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую их общению, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию детского коллектива.
Публикация «Роль педагога в проведении дидактических игр» размещена в разделах
Используемые в работе с младшими дошкольниками дидактические игры способствуют решению многих задач: имеются игры, содействующие сенсорному воспитанию, игры на развитие и усвоение родного языка, математических представлений, игры, отражающие явления природы, окружающей жизни, игры на развитие моторики – мелких мышц рук, движений в заданном пространстве, на усвоение пространственных отношений и др.
А. Н. Фролова пишет о том, что организуя деятельность детей в дидактической игре, воспитатель должен ясно представлять себе, что в каждой из игр уже знакомо детям и что новое, что составляет познавательную задачу данной игры. Например, в игре «Что изменилось?» детям знакомы игрушки: они знают их названия, величину, цвет, назначение и т. д., новым является их пространственное расположение. Воспитатель изменяет их пространственное расположение и предлагает сказать, что изменилось. Младшие дети пространственные отношения определяют рядоположением: «Башенка стояла около мишки, а теперь стоит около куклы».
Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном и правильном назывании и описании предметом, в овладении грамматическим строем речи. На каждой возрастной ступени воспитатель формирует речь в соответствии с задачами воспитания и возможностями детей. Это находит отражение в дидактических играх. Так, в игре «Чудесный мешочек» ребенок 2-3 лет, правильно назвавший предмет игрушку, получает ее. Посильность задачи, условий ее выполнения вызывает интерес и активные действия, побуждает назвать предмет точным словом. Дети 4-5 лет решают и более сложную задачу – дать описание игрушки на основе выделения нескольких признаков, свойств. Выполнение этой задачи требует сложной аналитической деятельности, применения ранее усвоенных знаний и способности выразить мысль в речи, в суждении. Слова «шар круглый, красного цвета, он из дерева, его можно катать» представляют собой ряд правильных суждений. Умение вычленять среди разных по содержанию игрушек общее свойство требует сложной аналитико – синтетической деятельности. Дидактическая игра и вызывает у ребенка такую деятельность – умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать.
В сенсорном воспитании, отмечает Н. Я. Михайленко, значительна роль игр, которые требуют сравнения одних предметов или признаков с другими, установления сходств, различия, тождества. К ним относятся игры: «Что одинаковое и что разно?». К этому же типу относятся игры, требующие дополнения отсутствующего признака («Чего не хватает?») или выявления признака, несвойственного данному предмету, явлению («Что лишнее?»). Эти игры направлены на развитие не только процессов мышления, но и воспроизводящего воображения. Еще более высокие требования к мыслительной деятельности предъявляют игры, в которых ребенок должен установить связи, например, соотнести представление Что о профессиях с теми орудиями и материалами труда, которыми пользуется человек для работы («кому?»). Такие дидактические игры требуют понимания связей, непосредственно не данных в условиях игры.
Руководство дидактическими играми, по Н. Я. Михайленко, включает:
- отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение и место роли игры в системе воспитания и обучения, взаимосвязи и взаимодействия игры с другими формами обучения;
- проектирование самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата;
- руководство ходом игры и обеспечение активной роли в игре всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.
А. К. Бондаренко пишет, что, используя дидактическую игру как средство сенсорного воспитания и форму обучения, воспитатель руководствуется общими дидактическими требованиями : системность, повторность, наглядность, сочетаемость в игре различных форм детской деятельности.
Системность предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата.
Повторность - дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. То, что легко и просто взрослому или детям школьного возраста, у детей дошкольного возраста вызывает значительные затруднения. Это обусловлено тем, что для маленького ребенка многое еще ново, он не располагает достаточным запасом представлений и способов усвоения знаний. Только при условии повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки, качества (назначение, цвет, форму, величину, количество).
Затруднения обусловлены самим процессом и характером умственной деятельности детей, пишет А. К. Бондаренко. Ребенок-дошкольник в самом начале усвоения «науки до науки» приобретает знания о единичных предметах, их внешних признаках. Эти конкретные знания сравнительно медленно укореняются и преобразуются в представления, а представления лишь постепенно обобщаются на основе общих признаков коротких и частно-системных связей. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются подкреплениями, установлением связей усвоенного с новым. Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А без этого дети не смогу играть самостоятельно.
Наглядность в игре, прежде всего, представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов. Начальный показ игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре, использование поощрительных значков, жетонов, фишек – все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игру и руководя играми детей. Объясняя игр, игровые действия и правила, он на примере показывает детям младшего возраста как нужно выполнять то или иное игровое действие. Само объяснение игровой задачи, игровых действий создает наглядные привлекательные для детей образы, побуждающие их к игре.
С. А. Козлова отмечает, что словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения. При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представление, расширяет опыт. Речь воспитателя способствует развитию речи детей, накоплению их словаря, овладению разнообразными формами речи. Речь воспитателя должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой; подробные и многословные объяснения недопустимы. Мешают развитию игры, проявлению детской непосредственности многочисленные направляющие вопросы воспитателя. Разрушают игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя довести их до сознания детей, его желание «выправить» игру.
Дидактическая игра, пишет Е. Н. Панова, характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный осязательный анализаторы. Двигательная активность сочетается с речевой, так как воспитатель обозначает словом качества предметов, действия, движения и, повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребенка. Для развития интереса к дидактическим играм у старших детей воспитатель включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказывать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно. Но и в старшей группе руководство игрой должно быть таким, чтобы игра обеспечивала решение дидактической задачи и оставалась игрой. Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на детей и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правили незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу детей, сопереживает с детьми радость игры, «верит в правду игры». Иногда он, как очевидец, рассказывает о каком-либо событии и создает лишь соответствующий настрой и поддерживает его походу игры. А то вспоминает занимательную историю из своего детства и возбуждает у детей желание играть. Иногда воспитатель и не включается в игру, но как умелый, умный и чуткий режиссер, ничего не предлагая детям, не ограничивая их инициативы, сохраняя и оберегая самодеятельный характер игры, радостный настрой детей, руководит развитием игровых действий детей, выполнением ими игровых правил и ведет детей незаметно к определенному результату. Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющее игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимания; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру; элемент ожидания, показывающий живой интерес воспитателя к игре и др. Руководя игрой, воспитатель ничего прямо не предлагает, он осуществляет свое руководство так, что его влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным. Эмоциональный строй игры несовместим с тем, является нарочито-дидактическим или допускает «наигрыш» [24].
В дидактической игре действующими лицами являются педагог и дети. В этом отношении, полагает В. Н. Аванесова, игра открывает несравненно большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предполагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Конечно, эти качества речи формируются не только в дидактической игре, но здесь они могут быть условием решения игровой задачи. И воспитатель ставит это условие: «Сказать коротко, но ясно, сказать коротко, но так, чтобы поняли». Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является ее результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение [1].
Как пишет А. Н. Фролова, заканчивая игру, воспитатель должен поддержать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Зная своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создает новые полезные и интересные игры.
Многие игры по мере развития интереса к игровым задачам, усвоения игровых действий, игровых правил проводятся детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые детьми игры воспитатель должен поощрять, оказывая незаметную помощь детям. В младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют играть самостоятельно, поэтому воспитатель принимает в играх самое активное участие. Он учит детей играть вместе, помогает им усвоить игру. Детей младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок и др.); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и т. д. [17].
Итак, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.