Ольга Лебедева
Роль воспитателя в музыкальной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Перед нами стоят задачи, которые мы решаем совместно с музыкальным руководителем.
1. Развивать музыкальные и художественно – творческие способности детей через музыкально – слуховые игры, беседы, индивидуальную работу.
Публикация «Роль воспитателя в музыкальной деятельности,» размещена в разделах
2. Создавать условия для самостоятельной деятельности. В каждой группе есть музыкальные уголки.
3. Побуждение детей к эмоционально – чувственному восприятию окружающего мира : эмоциональное исполнение произведения, художественное слово, наглядность.
Воспитатель активный помощник музыкального руководителя.
- формирует эмоционально – положительную установку перед совместной деятельностью, т. е. проводит беседу, настраивает детей на совместную работу.
- воспитатель участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку. Во время разучивания новой песни поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение. При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры.
Исполнение новой пляски воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем или с ребёнком, если музыкальный руководитель играет на инструменте. В процессе разучивания пляски воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения.
- в ходе совместной деятельности даётся общая оценка : ребёнок хвалится сам собой. С учётом темперамента, характера ребёнка учитывается его возможности и умения. Например, кому-то трудно запоминается текст песни, какие-то движения и т. д., проводится индивидуальная работа. Оцениваем индивидуально: какие у тебя музыкальные ручки, звонкий голосок и т. д.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий и материальной среды. Детям очень важно иметь свой:
* музыкальный уголок, который постоянно обогащается;
* театрализованные игры;
* музыкальные концерты с использованием музыкальных инструментов;
* прослушивание музыки;
* музыкально-дидактические игры : «Угадай-ка», «Волшебная коробка», «Музыкальная шкатулка», «Учитесь танцевать», «Громкие и тихие звоночки», «Наш оркестр», «Музыкальный магазин», «Громко - тихо запоём» и т. д.
Предлагаю поиграть в игру «Теремок» : Дети берут карточки с изображением персонажей и выбирают музыкальный инструмент, соответствующий персонажу.
Воспитатель должен поощрять инициативу детей. Вместе с тем, нельзя упускать из виду руководство их деятельностью; прежде всего, устранять недочёты. Воспитатель не должен проходить мимо, например, фальшивого пения или беспорядочного стучания по инструментам.
Воспитатель не только поддерживает интерес к музыкальной деятельности, но и активизирует творческие проявления детей, а их ребёнок может проявить в основном самостоятельной деятельности.
Формы работы с родителями разнообразные:
А) индивидуальные беседы утром и \ или вечером
Б) совместные игры, праздники
В) совместное изготовление музыкальных инструментов
Г) информационная папка для родителей «Музыка и дети»
Д) анкетирование.
По итогам анкетирования, была составлена большая книга с богатым материалом для развития речи: потешки, считалки, стихи, поговорки, пословицы, загадки и т. д.
Подводя итог, хочу сказать, в вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности сомнений нет. Он наряду с музыкантом имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это обязанность – музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.