Татьяна Миронова
Роль воспитателя в развитии театрализованной игры
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности, накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества всецело зависит от воспитателя.
Публикация «Роль воспитателя в развитии театрализованной игры» размещена в разделах
Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.
От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации, желание включиться в спектакль. Так же воспитатель учит детей управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями «оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои замыслы, организуя деятельность других детей.
В дошкольно - образовательных учреждениях существует такой вид театра, как «театр взрослых». Театр взрослых – это очень действенная форма, так как позволяет достигать сразу несколько целей: даёт возможность детям накопить необходимые художественные впечатления; даёт представление о том, что такое театр; даёт образец творческого поведения педагогов; пробуждает у детей желание играть в театре; способствует формированию основ общей культуры; способствует развитию эмоционально-чувственной сферы.
Театр взрослых – это педагогический театр. Он организован, в соответствии с целями дошкольного образования, его деятельность направлена на всестороннее развитие ребёнка средствами театрально-игровой деятельности. Работа педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желание профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, некоторых музыкальных способностей и др. Вместе с тем в таком театре вышеуказанные качества приобретаются и развиваются. Педагогический театр влияет на самого педагога, который идёт в своём развитии от стихийных, одиночных ролей в единичных спектаклях к многоплановым ролям, многоролевым исполнениям (2-3 небольшие роли в одном спектакле).
Н. А. Ветлугина говорит, что, чтобы воспитать ребёнка как творческую личность, необходимо начинать с самих педагогов. Никогда ещё нетворческий, равнодушный педагог не смог взрастить творческого воспитанника.
Занимаясь в педагогическом театре в стенах детского сада, воспитатели ориентируются на потребности конкретных детей. Следовательно, целенаправленно решается вопрос отбора репертуара для постановок. Театральный коллектив решает, какие пьесы брать в работу, обдумывается репертуарный список на год. В программе тетра большое место занимает сказка. Создать спектакль как подлинно художественное произведение, заразить зрителя настоящими чувствами может только профессионально работающий коллектив. То, что не под силу детскому театру, под силу театру педагогов, который в короткий срок может качественно подготовить хороший спектакль для детей. Театр взрослых призван оказывать воспитывающее влияние на появляющиеся у дошкольников ростки творчества. Артистичный взрослый является образцом творческого поведения в глазах ребят. При помощи театральной практики воспитатель накапливает знания, умения и навыки, пригождающиеся ему в ведении образовательной работы.
Ещё К. Д. Ушинский отмечал, как важно педагогу наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребёнок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребёнок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской творческой игрой.
Педагогическое руководство игровой деятельностью в наиболее общем плане касается следующего:
- воспитание у ребёнка основ общей культуры,
- приобщение детей к искусству театра,
- развития творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложной системы мотивации, составляющей ядро личности. Культурные потребности включают в себя потребности в художественно-эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно-ценностная ориентация детей на высокохудожественные образы: в музыке, в изобразительном, хореографическом и театральном искусстве, в архитектуре, литературе, а так же привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.).
Культурные потребности в художественной деятельности проявляются и как потребности в театральном искусстве. В этом смысле педагогическое руководство состоит в приобщении детей к искусству театра через знакомство с самим театром и через высокохудожественные произведения. В дошкольном образовательном учреждении дошкольников знакомят с театром как храмом искусства: его устройством, театральными профессиями, театральными постановками. Дети с самого младшего возраста воспитываются как чуткие зрители, которые владеют навыками поведения в театре, знают внешние признаки театра :
театр как культурное учреждение;
специальное здание для постановки спектаклей;
наличие рекламы (афиша, информация о спектаклях);
внутренние помещения (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет, гримерные, мастерские).
В образовательном процессе детского сада театр знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра (кукольного и драматического, разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.
Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством воспитателя. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности : мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. Продуманное воспитателем ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих проявлений, самостоятельности их речевых действий, суждений. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения чтение или рассказывание воспитателя.
Таким образом, театрализованная игра позволяет ребёнку вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить самостоятельно из-за ограничений возраста и недостатка опыта, и именно взрослый вводит ребёнка в театрализовано-игровую деятельность. Развитие речи, воображения, расширение игрового опыта и дальнейшее развитие ребёнка в игре целиком зависит от воспитателя