Кайгорордова
Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Роль воспитателя в формировании эмоционального благополучия
ребенка в группе детского сада.
(консультация, рекомендации)
Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.
Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребенок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т. е. психологический комфорт.
Темочки:
Таким образом, на смысловом, понятийном уровне можно сделать, что это – синонимы:
• положительные эмоции, желание посещать детский сад = психологический комфорт = эмоциональное благополучие.
Важнейшая задача всех педагогов детского сада создать такие условия, чтобы детям в детском саду было хорошо, комфортно, чтобы каждое утро ребенок с удовольствием шел в детский сад, а спокойные родители шли на работу.
Решение этой задачи не может быть однозначным и простым. Сложный вопрос, такой, как обеспечение психического, эмоционального благополучия ребенка, требует разнопланового подхода к решению и определяется многими составляющими:
(как, впрочем, большинство проблем, связанных с воспитанием и развитием детей).
1. Какую возрастную группу посещает ребенок, т. е. каков возраст ребенка (с детьми раннего, младшего дошкольного возраста – это одни приемы и подходы, а с детьми дошкольного возраста – они могут быть другими).
2. Индивидуальными особенностями ребенка, которые должен знать воспитатель, которые быстрее узнаете, расспросив родителей, быстрее найдете контакт с ребенком, расположите его к себе, к детскому саду. Знать, изучать, использовать индивидуальный подход.
3. Уровнем профессионализма педагога: чем педагог профессиональнее, тем быстрее и более эффективные методы подберет для снятия напряжения у ребенка, стресса. Помнить, знать, что «комфортная дистанция общения» с детьми может быть разная.
4. Личностные («человеческие») качества педагога: чуткость, сострадание к ребенку (маме, умение и желание приласкать, пожалеть, желание поискать эффективные пути адаптации желание ребенка к детскому саду. Даже если вы не особенно мягкий и ласковый по натуре человек, но знаете, что этот ребенок хорошо откликается на ласку, требует особенно теплого отношения, найдите в себе резервы, проявите актерские способности (в хорошем смысле этого слова).
Если воспитатель занимает позицию стороннего наблюдателя («ничего привыкнет», то процесс адаптации для ребенка затянется надолго и будет протекать сложнее.
5. Эмоциональное благополучие в значительной, большей степени определяют воспитатели, но и все взрослые (младшие воспитатели, вечерние няни, логопеды, специалисты).
Помнить это, знать меру своей ответственности должны все взрослые!
6. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его жизни начинают играть сверстники. Если у ребенка не складываются отношения с детьми группы у ребенка статус «непринятого» в группе ребенка, «изгоя», - это недопустимая ситуация, которая может нанести психике, личности ребенка непоправимый вред, вмешательство воспитателя обязательно! Обращение к психологу и «перелом» ситуа-ции в пользу ребенка – обязательно!
Много негатива, дискомфорта могут обусловить ребенку нескладываю-щиеся отношения с кем-то из детей, постоянные обиды со стороны агрессивных детей и т. п. Задача воспитателя видеть, замечать это, реагировать, примерять детей, а порой брать детей под свою защиту.
Чувство психологической защищенности ребенка может и должен обеспечить педагог каждому ребенку! В этом заключается гуманизм педагогических позиций педагога!
Вопросы для устного обсуждения с педагогам
1. Создание эмоционального благополучия для ребенка – задача только воспитателей детей раннего возраста и младшего дошкольного, когда дети только пришли в детский сад.
(Задача актуальна для всех групп)
2. Эту задачу необходимо решать только в период адаптации ребенка к детскому саду или постоянно?
(Постоянно)
3. Период адаптации характерен только для групп раннего возраста (1,2 млад. гр., куда принимают новых детей или
4. Когда вновь актуальна повышенная забота, внимание педагога к эмоциональному благополучию ребенка :
в любой группе после болезни ребенка;
перевод ребенка в новую группу, из другого детского сада;
непринятый, особо ранимый ребенок, сложная ситуация в семье (родился малыш, смерть близких) и др.
5. Должны ли воспитатели информировать родителей о результатах, течении адаптации, обеспечивать спокойствие родителей? Только в яслях? (Везде, где новые дети).
Некоторые рекомендации, примеры по созданию условий для психологического комфорта детей, без претензий на оригинальность (а порой эффективны самые простые методы и приемы, главный из которых – теплое ласковое общение с ребенком) и без относительности по возрасту (т. е. слушайте и делайте сами выводы – что вам подходит, приемлемо – нет).
Что именно должны педагоги (воспитатели) о создании в группе условий для эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада, обеспечивающем нормальное самочувствие и развитие ребенка?
• Грамотная, продуманная, четко спланированная работа с детьми во время утреннего приема, т. к. для детей этот период наиболее сложен, требует большого эмоционального напряжения, что вызвано расста-ванием с родителями.
Что поможет снять это напряжение?
Очень теплое, ласковое общение воспитателя с детьми с детьми во время приема (обнять, приласкать, сказать что-то очень приятное (например, «Ну вот и Саша пришел! Хорошо! Мы тебя давно ждем. И Вова о тебе уже спрашивал»).
Обязательно выходить принимать ребенка в приемную (независимо от возраста детей).
Завести ребенка в группу за руку, а если это ясли – занести на руках. Уделить такое внимание не отдельным, а большинству детей группы.
Приветливое, улыбающееся лицо воспитателя, обращение к детям в группе : «Дети, а вот и Саша пришел. Давайте поздороваемся с ним».
Необходимо предложить ребенку какую-то игру, труд, сесть поговорить с ним – т. е. занять содержательной деятельностью, спросив его желание.
Особого внимания воспитателя требуют дети, которые утром плачут, не отпускают маму. Воспитатели обычно знают эту особенность у своих детей и должны каждый раз продумать, что скажут, что сделают, чтобы успокоить ребенка, завести в группу. Это требует от воспитателя профессионализма и творчества. Это сложно, но необхо-димо, т. к. тот прием, который вчера был эффективен, сработал, сегодня на ребенка не подействует.
Какие, например:
Можно выйти в приемную за руку с кем-то из детей, кто дружит с этим ребенком, сказав, что друг заждался.
Можно вынести новую игрушку, забаву, которую ребенок еще не видел. Обыграть ее, сказать, что он сейчас покажет детям вместе с воспитателем.
Можно, зная индивидуальные особенности детей, сказать, что будет дежурить (если ребенок это любит) или просто «будешь сегодня моим помощником»» (для раннего и младшего дошкольного возраста это не характерно).
Что поможет обеспечить психологический комфорт в течение всего дня, ребенку желание идти в детский сад :
1. Насыщенное интересным содержанием, событиями, открытиями ежед-невное пребывание в детском саду.
2. Гуманное отношение к ребенку, знание его индивидуальных особенностей, проблем – помощь в их решении.
3. Позиция общения с ребенком – «не над, а рядом и вместе с ребенком».
4. Уважение личности ребенком, соблюдение его прав. Обеспечение психологической зщищенности.
5. Ежедневный анализ своей деятельности, рефлексия, работа над ошибками.
Принимаем!
Понимаем!
Помогаем!
В новом учебном году – с любовью к детям
с высоким профессионализмом и чувством ответственности!