Анна Рылякина
Круглый стол «Роль семьи в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
руглый стол на тему : «Роль семьи в воспитании ребенка».
Воспитатель : Рылякина А. А.
Помните, что ребенок –
зеркало жизни своих родителей.
А. С. Макаренко
Цель: Формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка.
Публикация «Круглый стол „Роль семьи в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Задачи: 1. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникших в воспитании ребенка.
2. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения спорных вопросов, возникших в семьях воспитанников.
3. Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Изучить семью и установить контакт с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
5. Создать условия для совместной деятельности детей и их родителей.
6. Использовать образовательный потенциал родителей для
обучения и воспитания детей.
Форма проведения: «Круглый стол».
Предварительная работа:
Оформление приглашения на собрание, подготовка лозунга, чтение с детьми стихотворений о семье, подбор музыки, оформление памяток для родителей, подготовка столов для собрания, создание фотоальбома «моя семья».
План собрания
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Презентация «Самая, самая семья».
3. Дискуссия родителей за «круглым столом»
4. Игра «Бабушкин сундук»
5. Показ сказки «Теремок» (участие родителей)
6. Выступление семей «Из опыта нашей семьи»
7. Подведение итогов
Ход собрания.
1 Вступительное слово воспитателя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей. Послушайте стихотворения Агнии Барто:
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу, земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.
Мне, как папе по душе одиночество.
Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист утром в перелеске.
Только я же – футболист, а играть то не с кем!
Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!
Воспитатель задает родителям вопросы:
• Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
• Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
• Бывает ли у вас такое желание и настроение?
• Почему оно появляется?
• Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?
• Какова тому причина?
Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Все мы много раз слышали от детей уверенное: «А моя мама сказала!» или «А мой папа делает так!». Очень важно не потерять такое абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми. Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. Семья – это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о воспитании которой семья заботится с первых дней появления ребенка на свет. Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старших брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. К сожалению, дошкольники нередко подражают и дурному: их жизненный опыт невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательными, выдержанными, подавать детям положительные примеры в общении друг с другом, другими людьми. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи, бабушки и дедушки, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Сегодня многие пожилые люди, выйдя на пенсию, посвящают свободное время внукам. Стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом, любовью, мудростью – всем, что, возможно, не успели дать в свое время детям. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор, который благодаря им выходит за тесные семейные рамки, ребенок приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом, чего часто не успевают сделать родители ребенка из-за недостатка времени или из-за своей незрелости. Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то волшебная связь. Сказка, рассказанная дедушкой, интереснее, чем та же сказка, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают важное место в жизни ребенка и потому, что они ничего не требуют от него, не наказывают, но всегда готовы выслушать его, посочувствовать, помочь.
Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками. В отношениях бабушек и дедушек с внуками есть и другие подводные камни. Зачастую они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что родители запрещают. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и, когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.
2. Презентации «Самая, самая семья».
Воспитатель предлагает всем желающим поучаствовать в данной презентации. В своем выступлении участники должны рассказать:
• Из кого состоит семья (их родословная);
• Историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
• О семейных реликвиях;
• О семейных традициях;
• О семейных увлечениях, хобби;
• О семейной мечте.
3. Дискуссия родителей.
Содержание: обмен опытом за «круглым столом».
4. Игра «Бабушкин сундук».
Для игры используется сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
• Большая красивая книга русских народных сказок;
• Альбом и краски;
• Банка варенья, шоколад, конфеты;
• Котенок;
• Игрушки бабушек и дедушек;
• Пряники, ватрушки;
• Перчаточные куклы для кукольного театра;
• Спортивные атрибуты;
• Рыбий жир.
5. Показ сказки «Теремок».
Сегодня, воспользовавшись атрибутами сундука –куклами для кукольного театра, мы для наших детей покажем русскую народную сказку «Теремок», подготовленный коллектив родителей разыграет нам это произведение.
6. Выступления семей «Из опыта нашей семьи».
7. Подведение итогов.