Юлия Рабина
Роль учителя-логопеда при подготовке утренника в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Утренник в детском саду занимает особое место в системе воспитания детей. Утренники помогают реализовать возможности каждого ребенка, позволяют развить уже имеющиеся навыки и способности, сформировать такие качества как активность, умение работать в коллективе. Для детей с нарушениями речи, детей логопедической группы, участие в утреннике – это один из способов сделать коррекционно-воспитательную работу по преодолению нарушений более эффективной. Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции.
Темочки:
Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса, в котором участвуют воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед. Какова же роль учителя-логопеда при подготовке утренников и праздников в группе для детей с нарушениями речи?
На подготовительном этапе учитель-логопед вместе с музыкальным руководителем, воспитателями логопедической группы, с заведующей ДОУ продумывают материал, доступный для понимания детей и посильный для их участия в утреннике. Учитель-логопед совместно с воспитателями и музыкальным руководителем подбирает стихотворения, инсценировки, песни. В старшей логопедической группе, когда речевые возможности детей невелики, воспитанникам не даются стихотворения, прозаические отрывки и песни сложного звукового и слогового состава. Небольшие по объему и мелодичные произведения в спокойном темпе легче всего запоминаются и заучиваются детьми первого года обучения. Ритмический рисунок в песнях и танцах усложняется по мере усвоения детьми слов различной слоговой структуры. В первый период обучения в логогруппе (сентябрь-ноябрь) для расширения у детей-логопатов представления о празднике, об окружающем мире, в утренник включаются инсценировки с участием взрослых, привлекаются дети массовых групп. Для активизации речи детей на начальном этапе практикуются хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Постепенно речевой материал, его содержание усложняется. Уже в конце первого года обучения в логопедической группе праздник весны может проводиться и без участия взрослых героев-актеров, но с обязательным наличием сюрпризных моментов, игр.
При составлении сценариев воспитатели и учитель-логопед подбирают материал, таким образом, что каждому ребенку дается возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Если у ребенка полиморфные нарушения произношения, или в силу своих психологических особенностей, замкнутый, неуверенный в себе, он стесняется и боится выступать в утреннике, то учитель-логопед, может дать ему прочитать не стихотворение целиком, а вместе с другим ребенком: по две строчки каждый, или проговаривая хором. Детям с синдромом СДВГ, беспокойным, расторможенным также на празднике сначала дают доступные для них поручения и задания, воспитывающие чувство ответственности за порученное дело: выставить декорации, сыграть небольшую эпизодическую роль, но важную по сценарию.
После распределения ролей в утреннике учитель-логопед проводит групповую и индивидуальную работу с детьми. Эта работа заранее планируется и согласовывается с воспитателями и музыкальным руководителем. Например, при подготовке к празднику осени «Осенняя ярмарка», в старшей группе учителем логопедом в нашем ДОУ были не только проведены плановые занятия по темам «Ранняя осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», но и дополнительное занятие по знакомству детей с такими малыми фольклорными формами как загадки, потешки, частушки, небылицы. На физкультурном занятии проигрывались русские народные подвижные игры из сценария праздника, сопровождающиеся хоровым проговариванием рифмовок. Также с детьми была проведена беседа о народном празднике, с использованием презентации.
Такая предварительная подготовка к праздникам ведется в нашем ДОУ на протяжении всего учебного года. В подготовительной группе сценарий утренников становится более насыщенным разнообразным, усложняется и предварительная работа. Так при подготовке утренника «По басням, по басням», приуроченного к 250-летию со дня рождения И. А. Крылова, в нашем ДОУ учителем-логопедом с детьми логопедической группы был проведен цикл из нескольких занятий. Они включали в себя чтение произведений, по которым будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждение характеров персонажей, словарную работу. На фронтальном занятии дети с удовольствием придумывали концовку уже известных им басен «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей». На подгрупповых занятиях были инсценированы басни «Квартет», «Лебедь, рак и щука» с помощью настольного театра. Воспитатели и родители в свою очередь познакомили детей с другими баснями И. А. Крылова. Таким образом, через совместную предварительную работу специалистов ДОУ у детей создается потребность в реализации творческих возможностей.
Большую часть при подготовке праздников с детьми с нарушениями речи занимает индивидуальная работа. Она проводится учителем логопедом в первую очередь с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II, III уровней). Такие дети с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, имеются нарушения памяти, восприятия, заученное наизусть они быстро забывают. С этими воспитанниками учитель-логопед определенным образом отрабатывает текст песен и стихов: проговариваются трудные слова, проводится работа над интонационной выразительностью речи. Одним из эффективных методов отработки стихов с такими детьми является метод рисования стихотворения, мнемотехника. Многократное повторение стихов и песен при такой индивидуальной работе логопеда не превращается в механическое воспроизведение знакомого текста. В ходе занятия специалист создает разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные песни, сопровождать их движениями, пантомимикой.
Учитель-логопед совместно с воспитателем и музыкальным руководителем проводит индивидуальную работу с детьми над сценическим образом, отдельными эпизодами праздника. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Учитель-логопед дает родителям необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения детей. Воспитатели по заданию логопеда также закрепляют речевой материал для праздника, в свободное от занятий время разучивают с детьми трудные для них движения и тексты.
На логопедических занятиях, а также на интегрированных занятиях в течение года учитель-логопед проводит музыкально-дидактические игры, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, на подгрупповых занятиях широко используются элементы драматизации и театрализации. Подобная подготовка позволяет ребенку с речевыми нарушениями более раскрепощено и уверенно чувствовать себя на утреннике в ДОУ, преодолевать коммуникативные трудности. Праздники духовно обогащают ребенка, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению. Благодаря утренникам раскрывается и развивается весь речевой потенциал ребенка.