Светлана Беликова
Роль театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театрализованной деятельности, в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья изучалась многими учеными, как зарубежными (X. Джинотта, Я. Корчак, А. Маслоу, У. Перки, так и отечественными (Белишина А. А., Артёмова Л. В., Бараева Л. Б. Зарин А., Л. С. Выготский, М.) и др. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей с ОВЗ в ДОО, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДОО:
Публикация «Роль театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речевое развитие:
• развитие правильного звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического восприятия;
• совершенствование монологической и диалогической форм речи, грамматического строя речи;
• углубление и формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания;
• обогащение словаря:
• образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: (регулированием темпа громкости произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Социально-коммуникативное развитие :
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие:
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие:
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
В настоящее время арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров. Это повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей. Театрализованные игры отличаются от сюжетно - ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. В первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки. Во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, дети продолжают разыгрывать короткие песенки, сказки, стихи, а уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности. В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя :
• игры-драматизации;
• театральные этюды;
• пальчиковая игра-тренинг;
• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
• задания для развития речевой интонационной выразительности;
• игры-превращения, образные упражнения;
• упражнения на развитие детской пластики;
• ритмические минутки;
• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
• разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок;
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
А также в содержание работы по театрализованной деятельности входит : подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений, упражнения по формированию выразительности исполнения, литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Содержание таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Театрализованная деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
- как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности : литературная, музыкальная и изобразительная;
- как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.
Организация театрализованных игр должна отвечать следующим требованиям:
• постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
• максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр;
• сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;
• последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей; и конечно, содержательность и разнообразие тематики.
Система работы по организации театрализованной деятельности состоит, во-первых, из организации предметно-пространственной развивающей среды. Во-вторых, из разработки перспективного планирования и его реализации: проведение занятий по театрализации, театрализованные представлений, развлечений, проектной деятельности.
Непременные требования, это: работа с детьми, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
• индивидуальные социально-психологические особенности детей с ОВЗ;
• особенности их эмоционально-личностного развития;
• интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности, возрастные особенности.
Планируя театрализованную деятельность необходимо выбирать материал для инсценировок, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, театрализованная деятельность является эффективным средством социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, развития у них способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Участвуя в театрализованных постановках, концертах и игровых программах, дети с ОВЗ быстрее адаптируются в окружающей среде.