МААМ-картинки

Роль театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Светлана Беликова
Роль театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Роль театрализованной деятельности, в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья изучалась многими учеными, как зарубежными (X. Джинотта, Я. Корчак, А. Маслоу, У. Перки, так и отечественными (Белишина А. А., Артёмова Л. В., Бараева Л. Б. Зарин А., Л. С. Выготский, М.) и др. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей с ОВЗ в ДОО, решается комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДОО:

Публикация «Роль театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Речевое развитие:

• развитие правильного звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического восприятия;

• совершенствование монологической и диалогической форм речи, грамматического строя речи;

• углубление и формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания;

обогащение словаря:

• образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

овладение выразительными средствами общения: (регулированием темпа громкости произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Социально-коммуникативное развитие :

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие:

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Художественно-эстетическое развитие:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

В настоящее время арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров. Это повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей. Театрализованные игры отличаются от сюжетно - ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Наибольший интерес у детей вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. В первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки. Во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, дети продолжают разыгрывать короткие песенки, сказки, стихи, а уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности. В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя :

• игры-драматизации;

театральные этюды;

• пальчиковая игра-тренинг;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• задания для развития речевой интонационной выразительности;

• игры-превращения, образные упражнения;

• упражнения на развитие детской пластики;

• ритмические минутки;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

• разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок;

• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

А также в содержание работы по театрализованной деятельности входит : подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений, упражнения по формированию выразительности исполнения, литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Содержание таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Театрализованная деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

- как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности : литературная, музыкальная и изобразительная;

- как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.

Организация театрализованных игр должна отвечать следующим требованиям:

• постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;

• максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр;

• сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;

• последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей; и конечно, содержательность и разнообразие тематики.

Система работы по организации театрализованной деятельности состоит, во-первых, из организации предметно-пространственной развивающей среды. Во-вторых, из разработки перспективного планирования и его реализации: проведение занятий по театрализации, театрализованные представлений, развлечений, проектной деятельности.

Непременные требования, это: работа с детьми, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

• индивидуальные социально-психологические особенности детей с ОВЗ;

• особенности их эмоционально-личностного развития;

• интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности, возрастные особенности.

Планируя театрализованную деятельность необходимо выбирать материал для инсценировок, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, театрализованная деятельность является эффективным средством социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, развития у них способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Участвуя в театрализованных постановках, концертах и игровых программах, дети с ОВЗ быстрее адаптируются в окружающей среде.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 23 августа 2020 в 18:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль театрализованной деятельности в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Беликова (УИ 1156225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД