Папки-передвижки

Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников

Шабельская Елена
Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В. А. Сухомлинский.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально–волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Известный в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников» размещена в разделах

Игра – это деятельность, которая отображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Итак, игра – это основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют «ведущей» - именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

В последние десятилетия в семьях наших воспитанников произошли коренные изменения. Перед родителями остро встала проблема материального обеспечения. Они много работают, все меньше уделяя внимания детям. Дети скучают по родителям, по-своему переживая духовное одиночество. В детском саду все острее встает проблема дисциплины. Растете число неуправляемых детей, не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых.

Современное общество требует от детей ранних достижений. Большое место в жизни дошкольника занимает учебная деятельность. Родители, как правило, считают, что их детям предстоит жить в обществе более жестком, требующем высокой квалификации и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. Отсюда, одна из причин того, что дети не играют – недооценка этой деятельности взрослыми, родители не играют со своими детьми. По мнению психолога Пиаже источником передачи игрового опыта являются дворовые разновозрастные группы. В условиях современной действительности таких дворовых групп практически нет.

Следствия неумения детей играть:

1. Проблемы с обучением детей в начальной школе (ребенок не хочет ходить в школу, в портфеле появляются игрушки).

2. Проблема в общении (неумение договариваться).

3. Сложности в адаптации ко взрослой жизни.

Научить детей играть – одна из главных задач детского сада!

Необходимо научить играть не только детей, но и родителей. Однако игре совсем не просто научиться: надо принимать во внимание и то, что это деятельность «камерная», а у воспитателя в группе 20-25 детей, тогда, как психологи считают, что 5-6 детей – классическая группа для успешной игры.

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих играх они обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно игры становятся совместными, в них включаются все больше детей. Главное в этих играх – не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности, ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.

Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре – это, как правило: семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. д., воспитательные (няня, воспитательница, профессиональные (врач, командир, продавец, сказочные (принцесса, рыцарь, Колобок и тд.).

Сюжетно-ролевые игры можно разделить на следующие темы:

-бытовые;

-трудовые;

- с общей тематикой;

В содержание сюжетно-ролевой игры входит предметная деятельность, отношения между людьми, поведение людей.

В структуре ролевой игры выделяют следующие компоненты:

- роли, которые исполняют дети в процессе игры;

- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

-игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми;

-отношения между детьми.

Организация сюжетно-ролевой игры.

Организуя совместные игры детей, их обучают координировать свои действия, учитывать желания друг друга, используя для этого адекватные средства (учат делить игрушки посредством жребия, установления очередности, разрешать конфликты путем обсуждения и т. п.).

Необходимо создать все условия для возникновения и развертывания игры дошкольников. В частности, педагоги организуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читают вместе с детьми книги, прослушивают аудио записи, обсуждают события из жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют прогулки и экскурсии, посещения музеев, театров и тд.

Побуждение ребенка к развертыванию игры происходит через обращение («Посмотри! У Зайчика болит лапка, давай его полечим», предложение поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, принять роль и наделить ею партнера.

Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре. Игра не регламентируется. Детям предоставляют возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек, их необходимо поощрять к импровизации (придумыванию сюжетов, введению новых персонажей, изготовлению игровых атрибутов). Детей стимулируют пользоваться предметами-заместителями. Включая детей в игру, воспитатель возбуждает интерес к ней, использует выразительные движения, мимику, интонированною речь, вносит в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности. Взрослый внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер.

Игра способствует поло-ролевой социализации мальчиков и девочек. Девочкам предлагаются роли мамы, хозяйки и пр., а мальчикам-роли, связанные с мужественными профессиями.

Игра в детском саду должна организовываться как совместная деятельность воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер.

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство - это непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Косвенное руководство игрой выражается в советах, суждениях педагога, не требующего жесткого подчинения. Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться направлять их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

В сюжетно-ролевой игре ребенок усваивает все векторы человеческих взаимоотношений:

- взрослый-ребенок;

- взрослый-взрослый;

- ребенок-взрослый;

- ребенок-ребенок;

Именно в этом и состоит основное специфическое развивающее значение игры. Она способствует усвоению разнообразных знаний (знаний о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и т. д., реализации их в практической деятельности. В игре развиваются многие психические процессы, формируются навыки произвольного управления поведением, многие качества личности (активность, организованность). Все это ведет к активной социализации ребенка.

Воспитатели и родители должны понять, что, используя игру как форму организации жизни детей, надо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе.

Список используемой литературы:

1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М. 2008

2. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников», М. 2004

3. Недоспасова В. А. «Растем, играя», М. 2004

Публикации по теме:

Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игрКонспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игр Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квэст-игр. Цель: Формировать умение творчески.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Дидактический куб для сюжетно-ролевой игры «Семья» для младших и средних дошкольниковДидактический куб для сюжетно-ролевой игры «Семья» для младших и средних дошкольников Данное пособие предназначено для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Куб способствует формированию представлений об электрических.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детейРоль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Попова Валентина. Игра- основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра делает жизнь детей интереснее и учит их познавать окружающий.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнкаРоль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Попова Валентина Роль сюжетно - ролевой игры в жизни ребёнка Игра - основной вид деятельности ребёнка, играя ребёнок познаёт и осваивает.

Сумка-домик для сюжетно-ролевой игры «Семья» для дошкольниковСумка-домик для сюжетно-ролевой игры «Семья» для дошкольников Дети очень любят манипулировать различными мелкими предметами и материалами, поэтому моя новая настольная игра предназначена для дошкольников,.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 21:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Шабельская Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД