Ольга Панофенова
Роль сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - вечный спутник детства. Не надо каких – то особенных данных, чтобы играть с детьми. Надо просто жить с ними в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.
О значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует и тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка, а ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста : образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно- ролевые игры формируют у дошкольников умение обобщать, планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника.
Игра может начаться с просмотра фрагмента хорошо известного детям мультипликационного фильма, с прочтения какого-либо детского художественного произведения, а закончиться продуктивной деятельностью, к примеру, изготовлением атрибутов. Окончание одной сюжетно-ролевой игры может неожиданно стать началом следующей.
Задачи в обучении детей сюжетно-ролевой игры :
• научить ребёнка играть,
• содействовать объединению детей в игре;
• тактично руководить выбором игры,
• приучать детей соблюдать во время игры правила,
• воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работа по обучению детей сюжетно-ролевым играм осуществляется в двух направлениях:
• Создание необходимой игровой среды.
• Непосредственное руководство играми детей.
Игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.
Грамотное введение ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
Тщательное изучение особенностей развития сюжетно-ролевой игры помогло мне определить некоторые правила:
В сюжетно – ролевой игре воссоздаются социальные отношения между людьми. Дети берут на себя те или иные функции взрослых и в воображаемых условиях воспроизводят или моделируют деятельность взрослых и отношения между ними.
Роль – это частный случай мнимой ситуации (мнимого «Я»). Создание мнимой ситуации предполагает осознанный выход за пределы реального воспринимаемого пространства.
Путь развития игры – это совместная игра воспитателя с ребенком, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии дошкольников с игрушками, предметами-заместителями, взаимодействии со сверстниками, и воспитание доброго отношения детей друг к другу.
Каждый вариант сюжетной игры должен соответствовать ее общим характеристикам: быть свободной, самостоятельной, эмоционально насыщенной и спонтанной деятельностью детей. Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта. Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, но не руководить ею и не контролировать действия детей.
Существует безусловное правило: если дети играют увлечено – никакое вмешательство не допустимо, все воспитательные воздействия оставляются на потом. Ребенку нужно дать прожить свою жизнь, а не ту, которую взрослый считает «правильной».