Получи документы

Роль социально ориентированных игр в адаптации детей

Светлана Полянская
Роль социально ориентированных игр в адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы

Проект представляет собой подборку игр и мероприятий. “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. ” Аактуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.

Публикация «Роль социально ориентированных игр в адаптации детей» размещена в разделах

Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

Слайд №4

Цель: с помощью игры и игровых упражнений помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

2. Использовать систему игр и игровых упражнений, облегчающих адаптацию детей к условиям детского сада.

3. Подобрать игровой наглядно – дидактический материал для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

4. Применять различные технологии организации

занятий в форме совместной партнёрской

деятельности взрослого с детьми и во

взаимодействии детей друг с другом;

5. Создать условия для развития детской

самостоятельности и полноценного общения

детей и педагогов;

6. Оценить эффективность использования социально-

ориентированных игр в педагогическом процессе.

Слайд №5

Вид проекта:

информационно- практико-ориентированный, игровой

Сроки реализации проекта:

сентябрь -ноябрь

Участники проекта:

дети группы «Солнышко», родители, воспитатель.

Слайд №6

Ожидаемые результаты: разработанная система игр и игровых упражнений

будет способствовать преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Цель занятий:

• преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации;

• создание положительного эмоционального климата в детском коллективе;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

• развитие восприятия;

• активизация речевых процессов;

• развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам;

• развитие навыков общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

• развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Слайд №7

Социально-ориентированные игры-упражнения распределяются по пяти группам (В. М. Букатов, А. П. Ершова, Е. Е. Шулешко) :

1. Для рабочего настроя – пробуждают у детей интерес друг к другу и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников; они вводятся в ходе какой-то совместной деятельности для ликвидации споров, негативных моментов, враждебности;

2. Для социоигрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (например, ассоциации, счёт и т. д.);

3. Для разминки-разрядки – помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях, при переключении с одного вида деятельности на другой;

4. Для творческого самоутверждения – оказывают мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребёнка;

5. Вольные игры (на прогулке) – их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижений.

Такая классификация достаточно условна, но она позволяет изменить отношение воспитателей к игре как виду социальной активности ребёнка.

Слайд №8

Направления работы

С детьми родителями воспитателями

Сопровождение режимных моментов.

Наблюдение за ходом адаптации.

Проведение адаптационных игр.

Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией : сказко-терапия; арт-терапия; игры с водой, игры с тестом, песочная терапия.

Оформление листов адаптации.

Консультативный пункт - диагностика, консультации.

Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

Групповое консультирование по теме адаптации.

Консультации по темам: «Игры и игрушки» в жизни ребенка.

Практикум по теме: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».

Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте.

Информационный материал в родительский уголок. Групповая консультация по теме: «Адаптация к детскому саду».

Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период.

Отчет воспитательной работы на методическом объединении о проведенной адаптации.

Слайд №9

План работы над проектом

Слайд №10

Взаимодействие с родителями

Слайд №11,12

1. Организационный - этап накопление знаний.

• Изучение методической литературы по данному вопросу.

• Разработка плана фронтальной и индивидуальной работы с детьми

и родителями.

• Создание совместно с родителями картотек игр и атрибутов для игр

Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно, артистично, взрослый заражает ребят своей увлеченностью, весельем.

Слайд №13

Игры для детей раннего возраста

различных типов темперамента

Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможности побыть самим собой.

давая возможности побыть самим собой.

Тип темперамента Название игр

1 2

холерик Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы

сангвиник Веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком

флегматик Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок

меланхолик Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки»)

Слайд №14,

2. этап Практический – основной

Социально- ориентированные игры распределяются по пяти группам:

1. Социально-ориентированные игры для рабочего настроя;

«Доброе животное- Мы вместе», «Давай поиграем», «Солнышко и дождик»( «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»)

Задачи:

- слуховое восприятие, умение слышать друг друга;

- внимание;

- умение сотрудничать, достигать желаемого результата;

- умение слушать, организованность;

- внимание, сосредоточенность.

2. Игры для социоигрового приобщения к делу;

«Паровозик», «Бабочка»

Задача:

- Социоигровые приёиы обучения дошкольников позволяют раскрыть индивидуальны возможности детей.

3. Игры для разминки-разрядки;

«У жирафа пятнышки…», «Улыбнись»

Задачи:

-Формировать доверительные отношения между детьми.

-Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

-Формировать доверительные отношения, развивать умение координировать свои усилия с действиями остальных участников.

4. Игры для творческого самоутверждения;

«Разрезные открытки- найди братика (сестричку)», «Деление на команды», «Пятнышки»

Задачи:

-Привлекать внимание к теме, поддерживать интерес к ней.

-Координировать индивидуальные действия, развивать умение устанавливать партнёрские отношения в коллективе.

-Формировать представления ребёнка о возможностях своих и сверстников.

5. Вольные игры на прогулке.

Слайд №15,16

Взрослый включается в совместную деятельность наравне с детьми.

Дети добровольно присоединяются к деятельности по своему желанию.

Во время занятий дети свободно перемещаются в помещении.

Каждый ребенок на занятии работает в своем темпе.

Слайд № 17,18,19

Заключительный этап

«Создание условий для развития детской самостоятельности и полноценного общения детей и воспитателей, оценка эффективности использования социально-ориентированных игр в педагогическом процессе»

Проведение итогового занятия

Слайд №20

Модель развития творческого

потенциала детей родителями

Таким образом

В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения» : если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).

Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей адаптации ребенка к условиям детского сада. Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие ребенка и возможности ее использования хорошо описаны как в зарубежной, так и отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило О. С. Карабановой выделить на их основе психологические механизмы воздействия игры:

1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.

2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чуму развивается самосознание ребенка, он становиться социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.

3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.

4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (переход во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

5. На основе сознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.

6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов регуляции поведения и деятельности ребенка.

Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными модулями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

Публикации по теме:

Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные.

Роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные.

Конспект занятия по адаптации детей 2–3 лет к ДОУ Адаптация детей 2-3 лет к ДОУ Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную.

Конспект ООД с использованием личностно-ориентированных технологий для детей средней «Милой маме помогу, я печенье испеку» Тема: «Милой маме помогу, я печенье испеку» Цель: формировать у детей чуткое, доброжелательное отношение к маме, воспитывать желание совершать.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

План адаптации детей раннего возраста СЕНТЯБРЬ - 1-я неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой познакомиться!» ПОНЕДЕЛЬНИК Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми).

Роль игры в процессе адаптации ребенка к детскому саду Поступление в детский сад – очень сложный период в жизни ребенка, поскольку это знакомство не только с новым местом, но и с новыми людьми.

Роль воспитателя в облегчении ребенку периода адаптации Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду: 1) Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания.

Роль воспитателя в создании условий для успешной адаптации ребенка в детском саду ЗАДАЧИ: 1. Установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников. 2. Объединить усилия детского сада и семьи в.

Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль социально ориентированных игр в адаптации детей
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 19:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль социально ориентированных игр в адаптации детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Полянская (УИ 81681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД