Светлана Полянская
Роль социально ориентированных игр в адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проект представляет собой подборку игр и мероприятий. “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. ” Аактуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.
Публикация «Роль социально ориентированных игр в адаптации детей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».
Слайд №4
Цель: с помощью игры и игровых упражнений помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
2. Использовать систему игр и игровых упражнений, облегчающих адаптацию детей к условиям детского сада.
3. Подобрать игровой наглядно – дидактический материал для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
4. Применять различные технологии организации
занятий в форме совместной партнёрской
деятельности взрослого с детьми и во
взаимодействии детей друг с другом;
5. Создать условия для развития детской
самостоятельности и полноценного общения
детей и педагогов;
6. Оценить эффективность использования социально-
ориентированных игр в педагогическом процессе.
Слайд №5
Вид проекта:
информационно- практико-ориентированный, игровой
Сроки реализации проекта:
сентябрь -ноябрь
Участники проекта:
дети группы «Солнышко», родители, воспитатель.
Слайд №6
Ожидаемые результаты: разработанная система игр и игровых упражнений
будет способствовать преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Цель занятий:
• преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации;
• создание положительного эмоционального климата в детском коллективе;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
• развитие восприятия;
• активизация речевых процессов;
• развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам;
• развитие навыков общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
• развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Слайд №7
Социально-ориентированные игры-упражнения распределяются по пяти группам (В. М. Букатов, А. П. Ершова, Е. Е. Шулешко) :
1. Для рабочего настроя – пробуждают у детей интерес друг к другу и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников; они вводятся в ходе какой-то совместной деятельности для ликвидации споров, негативных моментов, враждебности;
2. Для социоигрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (например, ассоциации, счёт и т. д.);
3. Для разминки-разрядки – помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях, при переключении с одного вида деятельности на другой;
4. Для творческого самоутверждения – оказывают мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребёнка;
5. Вольные игры (на прогулке) – их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижений.
Такая классификация достаточно условна, но она позволяет изменить отношение воспитателей к игре как виду социальной активности ребёнка.
Слайд №8
Направления работы
С детьми родителями воспитателями
Сопровождение режимных моментов.
Наблюдение за ходом адаптации.
Проведение адаптационных игр.
Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией : сказко-терапия; арт-терапия; игры с водой, игры с тестом, песочная терапия.
Оформление листов адаптации.
Консультативный пункт - диагностика, консультации.
Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
Групповое консультирование по теме адаптации.
Консультации по темам: «Игры и игрушки» в жизни ребенка.
Практикум по теме: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».
Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте.
Информационный материал в родительский уголок. Групповая консультация по теме: «Адаптация к детскому саду».
Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период.
Отчет воспитательной работы на методическом объединении о проведенной адаптации.
Слайд №9
План работы над проектом
Слайд №10
Взаимодействие с родителями
Слайд №11,12
1. Организационный - этап накопление знаний.
• Изучение методической литературы по данному вопросу.
• Разработка плана фронтальной и индивидуальной работы с детьми
и родителями.
• Создание совместно с родителями картотек игр и атрибутов для игр
Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно, артистично, взрослый заражает ребят своей увлеченностью, весельем.
Слайд №13
Игры для детей раннего возраста
различных типов темперамента
Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможности побыть самим собой.
давая возможности побыть самим собой.
Тип темперамента Название игр
1 2
холерик Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы
сангвиник Веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком
флегматик Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок
меланхолик Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки»)
Слайд №14,
2. этап Практический – основной
Социально- ориентированные игры распределяются по пяти группам:
1. Социально-ориентированные игры для рабочего настроя;
«Доброе животное- Мы вместе», «Давай поиграем», «Солнышко и дождик»( «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»)
Задачи:
- слуховое восприятие, умение слышать друг друга;
- внимание;
- умение сотрудничать, достигать желаемого результата;
- умение слушать, организованность;
- внимание, сосредоточенность.
2. Игры для социоигрового приобщения к делу;
«Паровозик», «Бабочка»
Задача:
- Социоигровые приёиы обучения дошкольников позволяют раскрыть индивидуальны возможности детей.
3. Игры для разминки-разрядки;
«У жирафа пятнышки…», «Улыбнись»
Задачи:
-Формировать доверительные отношения между детьми.
-Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
-Формировать доверительные отношения, развивать умение координировать свои усилия с действиями остальных участников.
4. Игры для творческого самоутверждения;
«Разрезные открытки- найди братика (сестричку)», «Деление на команды», «Пятнышки»
Задачи:
-Привлекать внимание к теме, поддерживать интерес к ней.
-Координировать индивидуальные действия, развивать умение устанавливать партнёрские отношения в коллективе.
-Формировать представления ребёнка о возможностях своих и сверстников.
5. Вольные игры на прогулке.
Слайд №15,16
Взрослый включается в совместную деятельность наравне с детьми.
Дети добровольно присоединяются к деятельности по своему желанию.
Во время занятий дети свободно перемещаются в помещении.
Каждый ребенок на занятии работает в своем темпе.
Слайд № 17,18,19
Заключительный этап
«Создание условий для развития детской самостоятельности и полноценного общения детей и воспитателей, оценка эффективности использования социально-ориентированных игр в педагогическом процессе»
Проведение итогового занятия
Слайд №20
Модель развития творческого
потенциала детей родителями
Таким образом
В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения» : если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).
Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей адаптации ребенка к условиям детского сада. Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие ребенка и возможности ее использования хорошо описаны как в зарубежной, так и отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило О. С. Карабановой выделить на их основе психологические механизмы воздействия игры:
1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.
2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чуму развивается самосознание ребенка, он становиться социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.
4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (переход во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
5. На основе сознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов регуляции поведения и деятельности ребенка.
Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными модулями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.