Елена Даньшина
Роль воспитателя в создании условий для успешной адаптации ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
1. Установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников.
2. Объединить усилия детского сада и семьи в обеспечении малышу защиты, эмоционального комфорта, интересной содержательной жизни.
Работа воспитателя группы детей младшего возраста очень ответственна, поскольку это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи.
Среди родителей, дети которых посещают младшую группу нашего ДОУ много молодых - 60%, что определяет особенности работы педагогов с семьей.
Публикация «Роль воспитателя в создании условий для успешной адаптации ребенка в детском саду» размещена в разделах
Молодые семьи еще не имеют опыта воспитания детей, не владеют необходимыми знаниями и умениями.
Успех сотрудничества, его результативность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней знакомства с детским садом проникнуться доверием к педагогам, убедятся в том, что отныне их заботы о малыше разделяет внимательные, добрые, знающие и умелые люди.
Еще задолго до приема малыша в детский сад, начинается мое знакомство с родителями и детьми.
Первое посещение родителями детского сада начинается с беседы с заведующей. Она приглашает родителей в группу, знакомит с воспитателями. Ведет разговор так, чтобы мама малыша увидела, что ему будет комфортно, что родители это не «желанные гости», а активные участники воспитательно-образовательного процесса, что здесь работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке, и вместе искать индивидуальный подход к нему.
Когда мама ребенка познакомилась с нами, я приглашаю осмотреть группу, спальню. Стараюсь, чтобы мама почувствовала, что в группе порядок, что мы следим за вещами. Провожу ее в игровую комнату, показываю игрушки, книги. Рассказываю, чем мы занимаем детей. При осмотре спальни у некоторых мам возникает желание выбрать место и кроватку, где будет спать их малыш, стараюсь, по возможности, выполнить его.
Рассказываю о режиме дня в детском саду, выясняю, соблюдается ли режим дома, и насколько он отличается от нашего. Стараюсь убедить маму, что надо ориентироваться на режим детского сада, что бы малышу было легче в процессе адаптации.
Важно, чтобы мама почувствовала, что к ее ребенку буду подходить индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.
Первая заочная встреча с будущим воспитанником происходит через анкету знакомства.
Процесс перехода ребенка из семьи в детское учреждение сложен и для самого малыша. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Поэтому рекомендую родителям приводить детей в детский сад примерно за 1-2 месяца до поступления. Приглашаю родителей приходить с детьми в вечернее время. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомится с воспитателем и со всеми новыми для него помещениями. Ребенок с мамой рассматривают шкафчики для верхней одежды, кроватку, даем возможность сходить в туалет, поиграть с воспитателем.
Так же предлагаю приходить поиграть с детьми на прогулке. Совместная игра – та деятельность, которая сразу сближает меня с ребенком. В ходе первой встречи стараюсь добиться того, чтобы ребенок сам захотел прийти в детский сад. Если же малыш напуган и не хочет, такие «пробные» встречи мы предлагаем повторить еще несколько раз. Благодаря такому методу работы заранее узнаю об особенностях развития и поведения малыша – своего будущего воспитанника.
И вот наступает день, когда малыши собираются вместе. Новичку уже знакомы воспитатели и дети. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течении 2-3 часов в присутствии мамы (бабушки, других родственников). Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, предлагаю оставить его в группе одного на те -же 2-3 часа со второго дня и т. д. (срок очень индивидуален). В общении с родителями придерживаемся следующих правил:
• В любое время родители и близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным.
• Родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время.
• Воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.
• Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.
Первый серьезный и откровенный разговор с родителями о том, хорошо ли ребенку в детском саду, устраивают ли созданные условия, стараюсь проводить совместно с психологом. Считаю, что подобные встречи очень эффективны. Здесь же высказываю свои пожелания и просьбы в отношении изменения или улучшения развивающей среды в группе. Информирую родителей о содержании различных видов деятельности малыша, о правильном подборе игрушек, о методике обучения детей действиями с ними, возникновении и развитии сюжетно-ролевой игры. Внимание родителей обращаем на то, что деятельность малыша важна для формирования у него речи, для развития его нравственных качеств, эстетических чувств.
Мы не стараемся ограничиться мероприятиями информационного характера: лекциями и докладами на родительских собраниях и занятиях «всеобуча» в школе молодых родителей, коллективных беседах. Чаще организуем консультации, семинары-практикумы. Такие занятия проводим с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определенными педагогическими знаниями и умениями.
Темы: «Как знакомить ребенка с цветом (формой, величиной) предметов», «Учите детей самостоятельности», «Игры занятия со строительным материалом», «Книга и картинка в воспитании малыша», «Упражнения для развития речи», «Что и как наблюдать на природе», «Развивайте движения ребенка» и т. д.
По окончании семинаров-практикумов и консультаций каждому из присутствующих вручаем конверт с конкретными рекомендациями о том, как следует использовать полученные знания и умения.
Проводим вечера вопросов и ответов. Подготовку такого вечера начинаем за месяц до намеченного срока. Родителям предлагаем в письменном виде подавать вопросы по различным проблемам организации жизни и воспитании детей.
Вопросы изучаются заведующей и методистом детского сада, к ответам привлекаются воспитатели, музыкальный руководитель, медсестра, психолог и логопед.
Очень сближает воспитателей и родителей подготовка группы к приему детей.
Результатом такой работы является хорошая адаптация малышей к условиям ДОУ.
В 2014 году поступило 24 человека, у 20 детей легкая степень адаптации, у 4 детей средняя, тяжелых нет.
Таким образом, у меня сформировалась целостная система работы с семьей, которая позволяет сформировать коллектив единомышленников. А заботу о ребенке, его здоровье и его благополучии сделать нашим общим делом.