Татьяна Николаевна Мазнева
Роль сказки в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства, а также остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка играет большую роль в жизни ребенка. Благодаря ей, дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, которые способствуют интеллектуальному развитию. Сказка помогает детям получить информацию о добре и зле, дружбе и предательстве, правде и лжи. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем. Сказка считается одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения. Чтение сказок – важный воспитательный момент, потому что в них прослеживается многовековая мудрость.
Публикация «Роль сказки в воспитании дошкольников» размещена в разделах
По мнению В. М. Фадеевой и М. М. Кониной, отличительной особенностью народной сказки является прямая связь между поступком и следствием. Это значит, что хорошие поступки награждаются, а плохие приводят к трагическим последствиям.
«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».
Мир сказки наполнен тайнами, чудесами и волшебством. Благодаря сказочному миру, ребенок может выступить на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преображая его. Благодаря перевоплощению в сказочных героев, ребенок способен получить знания о окружающем мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях. Будучи в роли героя сказки, ребенок учится преодолевать препятствия, которые возникли в трудных ситуациях, находить союзников и вместе с ними бороться за справедливость.
В процессе чтения сказки педагог акцентирует внимание дошкольников на то, что нужно учится на своих ошибках, нежели на чужом опыте. После того, как педагог познакомил детей со сказкой, он приступает к обсуждению с детьми роли героев, после которого они должны прийти к выводу о том, что любой поступок способен привести к тем или иным последствиям, далеко не всегда хорошими. Например, для того, чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; необходимо к другим относиться так, как хотел бы ты, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь понимать и ценить доброе отношение к себе и т. д.
Выразительное чтение сказки является одним из важных требований к педагогу. Выразительное чтение помогает детям понять не только смысл сказки, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит занятие. Если сказку рассказывать наизусть, это вызовет большой интерес к сказке у детей. В этот момент можно увидеть лица детей, оценить их реакцию на события, происходящие в сказке.
Если педагог просто прочитает сказку – этого будет недостаточно, детям нужно ее прочувствовать. Для этого существует множество способов. А именно: сказку можно читать, ее можно обсуждать, рисовать, сочинять, лепить и строить. Если ребенок ее прочувствует, тогда она поможет ему открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, поможет найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Важно, сказки совершают большую работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит.
Сказка помогает не только расширить представления ребенка, но и обогащают его знания о действительности, вводит его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
По мнению И. П. Яничева, существует 3 потребности при работе со сказкой, а именно:
1. потребность в автономности (независимости);
2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе);
3. потребность в активности.
Формирование таких качеств, как стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды; способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться; социальная компетентность, являются результатом удовлетворения вышеупомянутых потребностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказка – это важный воспитательный момент, благодаря которому дети познают окружающий мир. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Литература:
1. Аникин В. П. Русская народная сказка, М., 1977г. С. 98
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. С. 144.
3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005 № 5 с. 28