Елена Колпакова
«Сказка о друзьях». Русский язык 3 класс, разбор слова по составу
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказки в усвоении программного материала учащимися.
(Учебно-воспитательная работа во время самоподготовки).
Я работаю воспитателем в ОГКУЗ "Детский противотуберкулезный санаторий п. Ивня" Белгородской области. Часто читаю методическую литературу, много полезного беру для себя,а вот недавно я решила сама создать свою "методическую копилку",где разрабатываю личный материал для своей работы.
Публикация «„Сказка о друзьях“, Русский язык 3 класс, разбор слова по составу» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
За годы работы в детском санатории,где по режиму второй половины дня проводится самоподготовка с детьми начальных классов,я поняла,что игра,сказка,зрительная опора во время выполнения домашнего задания просто необходимы и незаменимы для наиболее качественного усвоения знаний и закрепления пройденного материала на уроках. Люблю сочинять сказки даже на трудные темы и по русскому языку,и по математике. Одну такую сказку я использую уже не первый год с третьеклассниками по теме "упражнения в разборе слов по составу".
Приведу фрагмент самоподготовки по русскому языку в третьем классе, на которой была использована "Сказка о друзьях"
Сказка о друзьях.
В одном теремке-слове жили четыре человечка: девочка Приставочка,дядюшка Корень,мальчик Суффиксенок,дедушка Окончание.
А слово это было ЗАРЯДКА.
Жили они дружно,одной семьей,жили - не тужили,пока не поссорились.
Заявил как-то дядюшка Корень:
-Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь терем держится. Я - корень слова!
Обиделись все,но перечить не стали. Корень,он и есть корень,значимая часть в слове. Только зачем же задираться? Спорить не стали,а просто взяли и ушли из родного теремочка "Зарядка".Но не пропали!
Дедушка Окончание пошел к другим словам. Все ему были рады,ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово дом,стало слово дома,было слово лис,стало слово лиса.
Мальчик Суффиксенок тоже ходил в гости к другим словам,менял их самым необычным образом. Например: греть-грелка, строй-стройка, рыба-рыбка.
И девочка Приставочка не скучала,с другими словами дружила. Например: ехать-заехать, лез-залез, нес-занес.
Один дядюшка Корень остался. Сидит злой,нелюдимый,все его теремка сторонятся.
Задумался тогда дядюшка Корень о себе,ведь его слово "ряд" подразумевает множество людей,друзей,т. е. сообщество. И наконец,поняв,как сильно он обидел своих близских товарищей,пришел к выводу,что нужно всегда жить в дружбе и согласии. Тогда дядюшка Корень пошел к друзьям и попросил у них прощения.
Все вместе снова вернулись они в свой уютный теремочек,где каждое утро продолжают делать любимую зарядку.
После этой истории в стране слов все окончания,суффиксы и приставки часто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей. Вот только корни в основном домоседы,любят дома сидеть,гостей принимать.
Сказка закончилась,но четыре веселых человечка до сих пор "гостят" в третьем классе, и ученики уже никак не путают их друг с другом и знают место каждого в слове.
Сказка со зрительной опорой помогает мне добиться прочного усвоения такой непростой темы,как "Состав слова". К тому же этой сказкой я попутно внушаю детям мысль,чтобы они почаще обращались к такому полезному слову,как "зарядка", настраиваю их на ежедневное выполнение необходимых упражнений для здоровья. Ведь недаром гласит народная пословица: "Зарядка - приводит ум в порядок".