людмила макарова
Роль искусства в развитии детей дошкольного возраста
Искусство, являясь составной частью духовной культуры, с первых шагов человечества стало важным средством осознания мира и духовного развития личности. Актуальной задачей современной педагогики является поиск путей для максимальной реализации возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности. В них происходит становление духовного мира ребенка, при этом особая роль отводится искусству (Л. С. Выготский, О. В. Гридчин, А. В. Запорожец,
Публикация «Роль искусства в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
В. В. Зеньковский [26], Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, В. Т. Кудрявцев,
А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Б. М. Неменский, Б. М. Теплов, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Е. А. Флерина, Р. М. Чумичева и др.) [12, 20, 30, 36, 41, 44, 46, 54, 55, 68, 77, 76, 80].
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что личностно-ориентированная модель воспитания ставит целью обращение к ребенку как к личности. Это предполагает развитие у него доверия к миру, развитие чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности [42].
Общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического, так как в основе эстетического развития лежит развитие эмоционально-чувственного отношения к действительности, развитие эстетического восприятия. Исследователи (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, A. В. Запорожец, М. Ю. Кистяковская, А. Н. Леонтьев, B. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) утверждают, что эмоционально-чувственные переживания составляют основу контактов ребенка с действительностью. Вне эмоционально-чувственного отношения к миру, вне развития этих отношений невозможно целостное развитие личности ребенка. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитания
(А. В. Запорожец). Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и в искусстве [1, 14, 16, 30, 47, 54, 84].
В свете гуманизации образования и возрастающей потребности общества в творческих личностях, эстетическое развитие становится наиболее важным фактором становления человека. Такие ученые, как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев, Е. А. Флерина утверждали, что в творческой деятельности происходит становление индивидуальности ребенка, подчеркивали роль искусства в развитии творческой деятельности [10, 13, 47, 53, 76].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что в детском возрасте развивается особый вид активности – эстетическая активность, и изобразительная деятельность наряду с игрой выступает ведущим видом деятельности (Н. А. Ветлугина [10], Л. С. Выготский [11],
А. В. Запорожец [30], Т. С. Комарова [36, 39, 40], В. Т. Кудрявцев [44],
А. Н. Леонтьев, Н. П. Саккулина [57], Е. А. Флерина [76], Д. Б. Эльконин [84], создающим особые условия для этого; у детей наблюдается раннее проявление эстетических чувств (Н. М. Аксарина [1], С. Ю. Самохвалова [58],
В. С. Мухина [54]); отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности
(Т. С. Комарова [38-40], В. С. Мухина [54], Б. М. Неменский [55], Е. А. Флерина [76]).
В дошкольном возрасте дети наиболее подвержены эстетическим влияниям со стороны окружающей действительности, они усваивают общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями, обучаются определенным знаниям и умениям, овладевают определенными эстетическими и нравственными нормами через продуктивные виды деятельности, в частности рисование, и без такого присвоения общественного опыта психическое развитие вообще оказывается невозможным (Л. С. Выготский [12, 14],
А. В. Запорожец [30], А. Н. Леонтьев [46, 47], В. С. Мухина [54],
Д. Б. Эльконин [84]).
Основная связь ребенка с миром – освоение действительности. Эстетическое освоение связано с ее познанием, оценкой, преобразованием. Специфика эстетического освоения состоит в том, что оно связано с эстетическими эмоциями и оценками, обобщения носят образный характер, деятельность часто бывает направлена на создание предметов, имеющих художественную ценность (Н. А. Ветлугина [10], Т. С. Комарова [36, 40], В. С. Мухина [54], Н. П. Сакулина [57], Е. А. Флерина [76], и др.).
Проблемой эстетического воспитания детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Н. А. Ветлугина [10, 11], Г. Г. Григорьева [19],
Т. Н. Доронова [25], Т. Г. Казакова [33], Т. С. Комарова [36, 40],
Л. В. Компанцева [41], К. В. Тарасова [66], М. Ю. Торговкин [67],
Е. М. Торшилова [70, 71], Е. А. Флерина [76], Р. М. Чумичева [80],
Д. А. Шепеленко [81] и другие. Е. А. Флерина [76] рассматривала эстетическое воспитание как важнейшее составляющее общего гармоничного воспитания дошкольника, признавала огромное значение красоты в жизни, в искусстве для всестороннего развития ребенка. Н. А. Ветлугина разработала основы эстетического воспитания в дошкольном детстве, которое заключается в систематическом развитии эстетического восприятия, эстетического чувства, представлений детей, чему содействуют все виды искусства, красота природы, приобщение детей к деятельности в области искусства, формирование первоначальной основы эстетического вкуса; развитие художественно-творческих способностей [10].
Анализ психолого-педагогических исследований проблемы эстетического развития показал, что в них рассматриваются, решаются такие важные проблемы, как развитие художественных способностей, художественного творчества, эстетического развития и воспитания детей (Н. А. Ветлугина [10],
В. А. Езикеева [27], Т. Г. Казаков [33], Т. С. Комарова [36, 38], Н. П. Сакулина [57], Е. А. Флерина [76]).
Научные исследования в области эстетического развития были направлены на изучение возможностей искусства в формировании художественных способностей детей, их реализацию в творческой деятельности, разработку способов, методов, средств приобщения детей к искусству (М. С. Каган [32], Л. В. Компанцева [41], А. А. Мелик-Пашаев [53], Б. М. Неменский [55], Б. И. Теплов [68], Ю. У. Фохт-Бабушкин [77],
Р. М. Чумичева [80] и др).
На современном этапе развития педагогической науки проблема эстетического развития дошкольников рассматривается через игру – театрализованную, музыкально-творческую (Л. С. Выготский [12, 13],
Н. А. Ветлугина [10], Г. Г. Григорьева [19], О. В. Гридчин [20],
И. Л. Дзержинская [21]). В некоторых исследованиях выделяется такое его средство, как фольклор (Л. С. Алексеева [2], Т. С. Есаян [29] и др.). Поднимаются вопросы эстетического развития в условиях музыкально-практической деятельности детей (О. В. Гридчин [20], С. Ю. Самохвалова [58], А. В. Шумакова [82]).
Данные, полученные в результате исследований (П. Я. Гальперин [16],
А. В. Запорожец [30], С. А. Козлова [35], Т. С. Комарова [39, 40],
А. Н. Леонтьев [46, 47], В. С. Мухина [54]) дают основание выделить роль специально-организованной деятельности детей в формировании личности дошкольника.
Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать не только характерные особенности искусства. Надо знать самого ребенка, интересоваться процессом художественного развития на различных его возрастных ступеньках. Но возрастные особенности не что-то неподвижное. Если ребенок активно осваивает художественный опыт, если его художественная деятельность складывается разнообразно, то темп последовательного развития может быть очень высоким. В самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки, то успокаиваясь и притихая, то оживляясь и радуясь в зависимости от характера музыки. Он также охотно включается в пение, следуя примеру взрослого. Так же несомненно и его раннее стремление ответить на веселую плясовую музыку сначала оживлением, выражающимся в улыбке, движениях рук и ног, а затем со временем и более оформившимся движением. Можно отметить раннее проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, на ритмичные прибаутки, развитие слуховых ощущений, если детей приобщают к музыке [21].
А затем появляются стихи, как яркие, сильно воздействующие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития. По мере формирования различных психических функций, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инструментальная пьеса, стихи, картинка имеют всегда какое-то жизненное содержание. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые дают ему известную самостоятельность, в том числе и в таких действиях, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например, манипулирование карандашом, глиной. Посредством рук, глаз, слуха он утверждается во всякой, в том числе и художественной деятельности. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности. Такие слова, как «музыка», «пляска», «картинка», вызывают уже соответствующий настрой, желание, готовность соответственно действовать. Все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого.
Итак, к трехлетнему возрасту ребенок уже накапливает небольшой запас художественных впечатлений. На четвертом году жизни развитие речи, обогащение конкретными представлениями позволяют ребенку отчетливее различать некоторые признаки предметов, явлений. В его речи появляются попытки и самых простейших обобщений. Это создает возможность начинать обучение, требующее произвольного внимания и действий. В художественной деятельности это преимущественно этап накопления простейших впечатлений. Дети уже способны более целенаправленно всматриваться в картину, вслушиваться в стихи, сказку, музыку. Они привыкают к выразительному чтению, пению, движению. Возникают также попытки проявлять самостоятельность в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании. Вместе с тем имеющиеся навыки носят еще неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны.
Следующий период охватывает детей в возрасте 5-6 лет. Ребенок уже начинает понимать причины связей между явлениями. Он охотно пользуется словом для выражения своих мыслей, обобщает многие явления, в том числе и художественные. Художественные навыки в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения становятся устойчивее. Благодаря практическим упражнениям, становится тоньше и дифференцированнее художественное восприятие. То, что ребенок проверяет в своей практике правильность нарисованной линии, оттенок цвета в декоративном изображении, точность певческой интонации, выразительность интонаций, передающих вопрос, удивление, радость, испуг, – все это заставляет его пристальнее вслушиваться и всматриваться. Обогащенное новыми впечатлениями восприятие толкает, в свою очередь, ребенка и на более уверенное и произвольное действие. Более отчетливо проявляются у отдельных детей и художественные способности: наблюдательность (чувство цвета и формы в рисовании, мелодический слух (точное самостоятельное пение несложных песен, чувство ритма (компоновка узоров декоративного рисунка, точное, ритмичное движение). Естественно, что это осуществляется лишь при условии, если последовательно подводить детей к выполнению различных заданий: различать звуковысотные отношения, сопоставлять формы, цвета, линии и т. д.
В 5-6 лет можно уже отметить попытки детей действовать самостоятельно в музыкальных играх и плясках, не подражая друг другу. Появляется стремление по-своему исполнить роль в сюжетной игре. Некоторые дети иногда предпочитают какой-либо один вид деятельности – пение, игру, пляску, слушание музыки. У детей 5-6 лет на основе накопленных впечатлений об окружающей действительности значительно развивается речь, они овладевают умением не только отвечать на вопрос, но и высказываться по собственному желанию. Они отмечают ошибки в речи, сначала в чужой, а затем в своей, стараются говорить верно, контролируют себя, прислушиваясь к другим. Они в состоянии логично рассказать о содержании картины, программных пьес, песен, рассказов и выделить при этом характерные признаки, средства выражения.
Детей 5-6 лет знакомят с новым видом искусства – живописью. Продолжают обучать их тому, что изображено на картине (цвету, форме, композиции, движениям, мимике, позе, жестам, а также учат определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником с реальными, каково отношение художника к содержанию произведения.
В старшей группе решаются и новые задачи: развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность эстетически воспринимать действительность.
Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи:
1. Социальная активность людей в труде.
2. Любовь их к своей Родине.
3. Гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, доброта)
4. Действенная любовь и бережное отношение человека к земле и природе.
В этом возрасте они уже достаточно отчетливо чувствуют и отмечают назначение различных художественных средств выражения и изображения. Возросшая активность, сознательность, самостоятельность, качественное изменение воображения позволяют шестилетним детям проявить инициативу в различных видах художественной деятельности. Их рисунки становятся богаче и разнообразнее, появляются интересные способы изображения, возникает стремление сделать рисунок по-своему. Если перед ними ставится, например, задание прочитать одно и то же стихотворение и каждому ребенку предлагается при этом найти свою манеру исполнения, то они с большим интересом выполняют это задание. Это уже свидетельствует об ином качестве эстетического переживания, о проявившейся самостоятельности, инициативе и об оценочном отношении к качеству исполнения стихов. Систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях, в том числе и в области музыкальной восприимчивости, мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Это дает возможность соответственно направить музыкальное развитие детей. Ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого петь вместе со сверстниками и один, если песни ему доступны. Он склонен вносить выдумку в исполнение ролей в музыкальной игре, в хороводах, придумывать движения в плясках, высказываться о музыкальных произведениях и об исполнении своих товарищей. Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (например, украшать свой детский уголок, реагировать на прекрасные и безобразные поступки. В данном случае прослеживается связь эстетики и этики. Примерно к такому уровню художественного развития ребенка должны стремиться педагоги ДОУ и родители, подвести его перед школой.
Комплексное применение живописи, музыки, литературы, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит, и обогатить его восприятие и воображение. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа – это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.
В искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, созданная воображением ребенка и художника и преломленная через их индивидуальность. Здесь сосуществуют действительность и вымысел, условность и безусловность, и волшебство перевоплощения.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, рождает жизненные ассоциации. Ребенок учится сопереживать то, что выражено в музыке. В его воображении возникают различные образы, под их влиянием он стремится проявить себя в пении, танце, музыкальной игре. Ознакомление с произведениями обогащает музыкальный опыт детей. Они узнают народную музыку, песни и пьесы классиков и современных композиторов. Это и музыка различных жанров, тематики, характера. Постепенно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства и настроения, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке, а поэтому усложняются и средства музыкальной выразительности. С большой радостью дети включаются в исполнительскую деятельность. И как бы ни были просты их умения в области пения, танца, игры на инструменте, можно сказать, что здесь закладываются навыки первого исполнительства.
Художественно-речевая деятельность ребенка 5-6 лет очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г. Х. Андерсена.
В качестве литературы для чтения детям предлагаются рассказы самой разнообразной тематики. Новое узнают дети о родной стране, о труде взрослых, о природе, о своей жизни. И так как это произведения и классиков –
А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей –
В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других, то дошкольники получают яркие, незабываемые впечатления. Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, такие образы, мимо которых дети проходили бы мимо. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром». Проникаются дети и гражданскими чувствами. У
А. Алексина есть стихотворение «Флажок» – на празднике рядом идут отец-герой с большим флагом и сын с маленьким флажком.
Согласно примерной основной примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», в старшей группе дошкольников учат выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Дети знакомятся с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Они учатся выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства. [56, с. 198-199].
Продолжается знакомство с архитектурой, при этом обращается внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения – декор и т. д.). Развивается наблюдательность, они дошкольники учатся внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
При чтении литературных произведений, сказок обращается внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, дворцов.
Дошкольников подводят к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства», расширяют представления о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Таким образом, искусство широко входит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении. С детьми систематически проводятся занятия по ознакомлению с разными видами искусства, в том числе с изобразительным искусством, с его видами и жанрами. Не случайно в программах для начальной школы учитывается, что ребенок усвоил до школы, с каким потенциалом он приходит в первый класс. У детей шестилетнего возраста всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Период начальной школы является самым ответственным моментом в жизни растущего человека. Здесь формируется нравственный тип ребенка и решается задача: быть ли ему творческой личностью.