Татьяна Плотникова
Роль сенсорной интеграции в развитии речи ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, у человека 5 органов чувств. Зрение, осязание, обоняние, слух, вкус!
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери.
Исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери показали, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями.
Публикация «Роль сенсорной интеграции в развитии речи ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.
Речь идет о следующих системах:
- вестибулярная система = система поддержания равновесия. Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспринимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался при ходьбе.
Вестибулярная система вместе с другими органами чувств (например, проприоцепцией и зрением) сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикальной оси либо не двигаемся вовсе.
Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок. Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств.
Пример
Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равновесие в этой позе, а восстановив - закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на нашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги. Известно, что у каждого человека есть своя ведущая сторона левая или правая.
Тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;
То, что мы начали разговор с системы поддержания равновесия и лишь затем перешли к тактильной системе, вовсе не означает, что одна важнее другой. Обе системы взаимодействуют друг с другом, а значит, связаны между собой. Этим можно объяснить, почему при сильном стимулировании вестибулярной системы часто наблюдаются негативные кожные реакции. И наоборот, чрезмерная стимуляция кожи может вызывать вестибулярные: нарушения: тошноту, плохое настроение - вплоть до вспышек I гнева и агрессивного поведения.
- Проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения.
Чтобы более ясно осознать и прочувствовать кинестетическую информацию от собственного тела, чтобы получить больше кинестетической информации, достаточно одного вроде бы простого действия - нужно сдавливать и растягивать мышцы, сухожилия и область суставов. Что же это значит?
Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений, которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека.
Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.
недостаток трёх базовых ощущений проявляется как повышенной или пониженной чувствительностью при восприятии раздражителей и их осознании, а также в реакции, то есть ответе на соответствующие стимулы.
Где мы можем встретить эти недостатки и как их преодолеть.
1. Признаки тактильной дисфункции:
- негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
- сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;
- избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;
- не могут ходить босиком по траве, по песку и камешкам и даже по некоторым коврам.
2. Признаки вестибулярной дисфункции:
- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;
- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
- боятся упасть, даже если такой угрозы нет.
3. Проприорецептивная дисфункция:
- умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат всё вокруг;
- шлёпают ногами во время ходьбы;
- любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы.
Используемая литература:
Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой.