Папки-передвижки

Роль семьи в развитии речи ребенка

Оксана Анатольевна Федоськина
Роль семьи в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Роль семьи в развитии речи ребенка.

Успешность в развитии речи ребенка предполагает активное участие в нем родителей. Семья - неотъемлемая часть этого процесса. И тут особенно важно, как родители должны уметь общаться со своим ребенком, какие формы работы должны применять, способствующие формированию у детей правильной речи. Положительное влияние на развитие речи оказывают игры.

Публикация «Роль семьи в развитии речи ребенка» размещена в разделах

Основное занятие детей - это игра. В игре часто сложное становится доступным. Участие детей в играх помогает им преодолеть неуверенность в себе, воспитать волю и характер, развить внимание и память, речь и мышление.

Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители должны знать, какое большое значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Взрослым следует следить за своей речью, чтобы до ребенка не доходили искаженно слова. Особенно отчётливо и грамотно нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Желательно приучать ребенка смотреть прямо на говорящего, чтобы ему легче было перенимать артикуляцию взрослого.

У большинства детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7) встречаются те или иные недостатки в речевом развитии. Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении как одной, так и нескольких групп звуков, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим, переставляют звуки и слоги местами, опускают звуки вовсе.

Встречаются и более серьё зные отклонения: заикание, сложная дислалия, но они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 5 – 7 лет встречаются неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых.

Все личные качества ребенка закладываются в дошкольном детстве. И здесь большую роль в появлении нарушений речевого развития и каких-то других расстройств у детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. Родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

2. Если родителей что – то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Становление речи завершается примерно к 5 – 6 годам. Пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь сформировалась (вместе с дефектами, специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которое на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п., овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Можно поиграть с детьми в игры на закрепление различных речевых навыков. Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

«Помощник». Большую часть времени вы проводите на кухне, вы заняты приготовлением ужина, малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

"Волшебные предметы". Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

"Поиски слов". Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

"Угощение". Нужно вспомнить вкусные слова и угостить друг друга. Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие, "кислые", "соленые", "горькие" слова.

Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.

"Приготовим сок". Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п.

Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из магазина, на прогулке.

"Что заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

"Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. " Игра на обогащение словаря ребенка.

"Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и т. п.

Игра на развитие грамматического строя речи.

"Упрямые слова". Расскажите ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. ". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.

Подвижные игры.

"Игры с мячом". "Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда, а в слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга. "

"Хлопни в ладоши". Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. "Будешь хлопать в ладоши, если звук услышишь "а", на другие звуки опускаешь низко руки". По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки. Итак, семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей в деле систематического и умелого воспитания речи детей, что не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков. Более того, превращение семьи в активного субъекта воспитательного процесса - решающий фактор эффективности грамотного развития речи ребенка.

Публикации по теме:

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в развитии речи ребенка
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 12:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в развитии речи ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Анатольевна Федоськина (УИ 1084916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД