Галина Короткова
Роль семьи в психосоциальном развитии ребенка
Роль семьи в психосоциальном развитии ребенка
Актуальность
• Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие старшего дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Публикация «Роль семьи в психосоциальном развитии ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
• Подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.
• Именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка.
Методы
• Метод беседы, который заключался в установлении контакта с семьей, для получения основных данных о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст). Данный метод необходим для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-либо гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания.
• Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) - Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
• Тест «Несуществующее животное» - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психосоциальных проблем ребенка старшего дошкольного возраста, уточнения результатов наблюдения.
• Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столин. Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.
Выводы о составе семьи
• 80% - полная семья, 20% - одинокие матери
• Количество детей : 30% - многодетная семья, 35% - в семье 2 ребенка, 35% - в семье 1 ребенок.
• Жилищные условия – 40% - отдельное жильё, 50% - проживают на площади родственников. 10% - аренда жилья
• Образование высшее – 51%, среднее 49%
Психосоциальное развитие детей старшего дошкольного возраста в семье выглядит следующим образом:
Анализируя полученные результаты, проведенных нами тестов можно сделать следующий вывод, что психосоциальное развитие детей старшего дошкольного возраста, семьи которых мы исследовали, выглядит следующим образом:
• I группа - уровень психосоциального развития старших дошкольников близок к очень высокому уровню, что составляет – 45 % от количества всех исследуемых нами детей; взаимоотношения стабильные позитивные, семейная ситуация благоприятная, но в семье, ребенок чувствует тревожность.
• II группа - уровень психосоциального развития 35 % детей близок к высокому уровню развития; в целом семейная ситуация благоприятная, но дети чувствуют некоторую тревожность.
• III группа - уровень психосоциального развития детей близок к среднему уровню развития, что составляет 15 %; взаимоотношения носят неустойчивый характер, и наблюдается враждебность в семейной ситуации.
• IV группа - уровень психосоциального развития старших дошкольников близок к низкому уровню развития – 5 %. взаимоотношения носят неустойчивый характер, и наблюдается враждебность в семейной ситуации.