Елена Фарактинова
Роль семьи в ознакомлении детей с художественной литературой.
▼ Скачать + Заказать документы
Современное поколение детей легко и быстро привыкают к телевизору, компьютеру, мобильному телефону и другим достижениям прогресса. Но вот как приучить к книгам? Что нужно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Эти вопросы часто задают родители дошкольников. Ответ однозначен : будущего читателя необходимо воспитывать и начинать это нужно, как только ребёнок начинает познавать мир, когда переживает своё первое удивление от соприкосновения с окружающим. Если ребёнок с раннего возраста привык к тому, что полки в его комнате заняты книгами, если он не может заснуть без чтения на ночь и у него уже есть свои любимые литературные герои – можете быть спокойны, эту привязанность он пронесёт через все годы своей жизни. Учёными установлено, что ребёнок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой или папой, ребёнок не только узнаёт что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Темочки
А как выбирать полезные и интересные книги для детей разного возраста?
Хорошая книга имеет некоторые особенности. Она должна быть прочной и лёгкой, чтобы ребёнку хватило сил в любой момент достать её с полки. Размер книги должен быть небольшой, ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно. Крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст – только крупный, фразы – чёткие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят из двух-трёх слов. Многим детям нравятся книжки-игрушки, они привлекательны, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения, и ребёнку это важно усвоить.
Дошкольный возраст – возраст почемучек, это оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребёнку скучной. Читая вместе с родителями, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.
Во время совместного чтения необходимо обратить внимание ребёнка на обложку книги, где сообщается её название и имя автора (так часто родители потом сетуют, что дети читают, не обращая внимание на название произведения, не запоминая фамилию автора, учите разглядывать картинки, обращайте внимание начинающего книголюба на то, что их создал художник. Именно в этот период совместного чтения у ребё нка закладываются основы культуры чтения: бережного отношения к книге, умения организовать место для чтения, гигиена этого процесса (освещение, расстояние от книги до глаз, поза при чтении). Чтение обязательно должно сопровождаться беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Это помогает им осмыслить отношение к героям. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам персонажей произведений. Чтение может сопровождаться: игровыми действиями, предметной наглядностью, постановкой после чтения поисковых вопросов. Родители, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты: старайтесь всегда читать малышу выразительно. Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошо получается. Ваши старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка главное, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте, так как у вас получается, в данном случае это не главное. Прививайте ребенку бережное отношение к книге. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к «новой» встречи. И главное помните, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения книг. Устраивайте семейные чтения – не лишайте его возможности полюбить книги и не забывайте, что это ещё и дополнительные минуты счастливого общения с ребёнком