Олеся Иришина
Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста
Семейное воспитание играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка. Роль общения (коммуникации) для развития речи и личности ребенка в целом имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Семья – важнейший институт воспитания, социализации ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг представлений о жизни. Семья – первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
Важнейшая функция семьи – психологическая. Она создает условия для взаимной открытости, снимает необходимость в психологической защите, обеспечивает открытое самовыражение и взаимное сопереживание.
С момента рождения малыша окружает мир людей, природы, вещей. Но особое значение отводится кругу общения. В него, несомненно, входят родители, близкие люди, привносящие в жизнь малыша чувство защищенности, любви и ласки. С момента начала общения ребенка со взрослыми и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью. Благодаря процессу общения ребенок усваивает ценности, определяющие его дальнейшее развитие.
Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития (речевого, интеллектуального, психического, эмоционального и т. д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка должна возлагаться на них.
Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка.
Необходимо отметить, что в процессе гармоничного развития личности особая роль отводится искусству, художественной силе, с помощью которых возможно расширить умственный кругозор ребенка, обогатить его словарный запас, развить художественный вкус.
Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (считалки, скороговорки, потешки, частушки, сказки, стихи и т. д.). Дети очень легко воспринимают и фольклорную поэзию. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, в отличие от телевидения.
Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов должно стать семейной традицией, которую ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного.
В семье должны постоянно иметь место беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления.
Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, сочиняют сказки, поют, получают больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общаться с другими детьми в дальнейшем.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями.
Задачи родителей – расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении ребенок получает радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать активное участие в культурной жизни ребенка.
Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и сформировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ребенку в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.
Мастер – класс для родителей «Роль коммуникативных игр для детей»
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников и их родителей.
Задачи:
1. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Предоставление практических рекомендаций по использованию коммуникативных игр.
3. Пробуждение интереса родителей к педагогическому процессу в ДОУ.
4. Установление тесной связи воспитателей и родителей в формировании навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Здравствуйте, я рада приветствовать всех вас. Сегодня я хочу вас познакомить с коммуникативными играми, с помощью которых мы можем научить детей общаться друг с другом, Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. В старшем дошкольном возрасте реб нок должен владеть определ нными коммуникативными навыками: сотрудничество, умение слушать и слышать, умение воспринимать и понимать информацию, умение говорить и общаться. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А. С.) Я предлагаю вам взять на себя роль ребенка и поиграть в эти игры.
Игра «Снежный ком». Эта игра хороша для знакомства. Сейчас мы встанем в круг. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой игре. Мы познакомились, уделили друг другу внимание, поделились хорошим настроением.
Дальше я предлагаю отправиться в гости к бабушке Маланье. Игра «Бабушка Маланья». Один из игроков, водящий, придумывает какое-нибудь оригинальное движение, остальные его повторяют. Ваша задача - не только согласованно выполнять каждое его движение, но и создавать веселое настроение. Давайте образуем круг, в середине которого один из нас будет изображать бабушку Маланью (выбираем «бабушку Маланью», одеваем на нее платочек и фартучек). Запеваем смешную песенку, оживляем все выразительными действиями.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей (двигаемся по кругу, держась за руки,
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами.
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой (останавливаемся и жестами и мимикой изображаем то, о чем говорится в тексте: закрываем руками брови, делаем «круглые глаза», большие нос и уши, показываем длинные усы, огромную голову, длинную бороду).
Ничего не ели.
Целый день сидели (присаживаемся на корточки,
На нее глядели,
Делали вот так (повторяем за ведущим любое смешное движение). Игра повторяется 2-3 раза, каждый раз меняется «бабушка Маланья». С помощью этой игры вы размялись, попытались раскованно, без стеснения выполнить задание, все посмеялись над собой и друг над другом
А теперь я предлагаю поиграть в музыкальную игру Музыкальная игра «Сороконожка» (Е. Железнова «Танцы с мамой»)
Сороконожка хорошо бежит
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день идут: Не устают, не устает.
Тот, что шел последним, пусть бежит вперед.
И самым первым в голове встает.
Тот, что шел последним, пусть бежит вперед.
И самым первым в голове встает. Слушая музыкальную композицию участники, сопровождают ее соответствующими движениями.
Игра «Волшебный ковер». На пол кладется кусок красивой ткани – «волшебный ковер». Надо встать так на «волшебный ковер», чтобы все на нем поместились. Затем вы делаете шаг назад, ковер складывается пополам, и вам снова предлагается встать на ковер, и так до тех пор, пока ковер не станет слишком маленьким. В этой игре очень важно, чтобы вы играли не каждый сам за себя, а наоборот, поддерживали друг друга, чтобы все поместились на ковре и никто не упал, таким образом, мы развиваем чувства взаимовыручки, доверия,
А эта игра развивает умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, садитесь напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. я даю задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки впер д, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расста тесь друзьями.
Эта игра на развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Игра «Вежливые слова» проводится с мячом в кругу. Мы будем бросать друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).
Заключение. Сегодня вы побывали в роли ваших детей, окунулись в мир игры. Для подведения итогов нашего семинара-практикума я приготовила цветок. Каждый из вас сейчас возьмет по лепестку, хорошо подумает, напишет ответы на вопросы и прикрепит лепестки к магнитной доске, образовав цветок дружбы. Вопросы: 1. с каким настроением вы сюда пришли; 2. какое настроение у вас сейчас; 3. вам бы хотелось продолжить общение с окружающими сейчас вас людьми? Мне было очень приятно провести время вместе с вами, до новых встреч!