Татьяна Файдыш
Роль семьи в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства является сензитивным для усвоения моделей поло-ролевого поведения и формирования гендерных представлений. Поскольку гендерная социализация начинается, прежде всего, с семьи, то стили семейного воспитания имеют весомое воздействие на формирование гендерных представлений детей дошкольного возраста.
Публикация «Роль семьи в гендерном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Анализ научных источников по проблеме гендерного воспитания определил наиболее разработанные ее направления, а именно: поло-ролевое поведение и предпочтения, интересы, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности изучают, а также усвоение специфической для пола модели поведения изучают такие ученые как Ш. Амонашвили Д. Исаев, В. Каган, И. Кон, Д. Колесов, Т. Репина, Т. Пониманская и др. Они подчёркивают, что первый этап получения гендерного опыта детей происходит именно в семье.
Цель статьи состоит в обосновании роли семейного воспитания в формировании гендерных представлений детей дошкольного возраста.
Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста на данный момент развития общества является актуальной. Гендерное воспитание, прежде всего, предполагает нравственное и социокультурное развитие мальчиков и девочек. Недостатки гендерного воспитания детей проявляются уже во взрослой жизни – в сложных отношениях, как семейных, так и социальных. То, как воспитывался ребенок в семье, сыграет свою роль в будущем – тогда, когда он станет взрослым и начнет задумываться о собственной, семейной жизни. И многое, что было взято из «модели» поведения родителей, будет спроецировано на собственную модель. Семья – это институт, в котором дети получают базовые знания, которые играют доминирующую роль в жизни человека.
Издавна главой семьи, добытчиком был мужчина, женщина была хранительницей домашнего очага, она подчинялась мужу. Ведущую роль в воспитании мальчиков играли мужчины, воспитывая их по своему образу : сильными, смелыми и решительными. Девочки воспитывались женщинами, им прививались такие качества, как сдержанность, скромность, умение заботиться об окружающих. Социальные изменения в обществе привели к тому, что начала исчезать четкая граница между мужским и женским поведением. В семье главой не редко оказывается женщина. Из чуткой, ласковой, заботливой она превращается в сильного, решительного, расчетливого организатора. Но в тоже время в семье воспитанием и мальчиков, и девочек продолжают заниматься преимущественно женщины. Поэтому, говорить о четкой гендерной идентификации нужно с осторожностью. Наблюдая за детьми в дошкольном образовательном учреждении можно отметить, что некоторые мальчики более робкие, скромные, не могут за себя постоять. Девочки же более решительные и выносливые. Но так же девочки, играя в «дочки-матери», ведут себя как их мамы: они заботливы, ласковы и нежны. То же можно сказать о мальчиках, которые пытаются «починить колесо у машины», как они играют роль заботливого и хозяйственного папы: даже слова говорят те, что слышали от отца. Таким образом, идет копирование поведения взрослых. Это подтверждает тот факт, что именно родители, сами того не осознавая, формируют основы гендерной модели поведения у своих, пока еще маленьких, детей.
Для гармоничного развития ребенку необходимы отец и мать. В семейном воспитании главная задача родителей – любить, уважать, доверять, заботиться, поддерживать не только друг друга, но и своих детей. Л. Никитина, Б. Никитин в своей работе «Мы, наши дети и внуки» отметили, что «. воспитание детей в руках родителей и во многом развитие ребенка зависит от морального климата семьи, от отношения взрослых к детям, от взаимоотношений взрослых в семье» [5, с. 97]. Они признавали, что идеальной моделью является семья, где детей воспитывают отец и мать, но каждый из них – индивидуальность, личность и имеет свой особый взгляд на воспитание дочери или сына, одну и ту же ситуацию воспринимает с разных сторон, по-разному ее оценивает. В такой семье родители ежедневно дают детям пример понимания и терпения во взаимоотношениях, помня, что их дети – мальчики и девочки – также будущие родители.
По определению Г. В. Беленькой, есть несколько типов семей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная, деструктивная и др. Соответственно, и воспитание будет носить различный характер [1]. В связи с ростом разводов все больше семей, в которых нет отца, и дети видят перед собой один образец – материнский. В такой ситуации мальчики страдают больше, чем девочки. Они усваивают либо женский тип поведения, либо создают себе достаточно далекое от действительности представление о сугубо мужских формах взаимодействия, конструируя их как зеркальную противоположность наблюдаемым женским. Во-первых, в семье, где нет отца, мать не так проявляет свои женские качества, как при его наличии. Во-вторых, роли мужчины и женщины в семье не так полярны, это не набор противоположных качеств и свойств, а наоборот, дополнение качеств друг друга. Поэтому, в неполной семье очень сложно создать условия для правильного восприятия и понимания ребенком специфики обоих родительских ролей. Мальчики, растущие без отца, более агрессивны, грубы, резки, вспыльчивы. В процессе взросления эти мальчики не отличаются целеустремленностью и инициативностью, они оказываются менее уравновешенными. Девочки же, в будущем, будут иметь меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, в отличие от девочек, растущих в полных семьях [7].
Полная семья дает ребенку возможность одновременного восприятия обеих родительских ролей, предполагает их сравнение, осознание не только противоречивости каждой из них, но и необходимости их взаимодополнения.
Период дошкольного детства, является в том числе, временем формирования гендерных представлений и усвоения моделей гендерного поведения. Гендерные представления – отображение взглядов отдельной социальной группы на то, какими должны быть мальчики или девочки, гендерные представления формируются под влиянием гендерных стереотипов, которые в свою очередь, отображены в системе отношений родители-дети [4]. Стили семейного воспитания имеют безоговорочное влияние на формирование гендерных представлений ребенка. Гендерные представления являются составной частью гендерной идентичности в целом. Формирование гендерной идентичности происходит в процессе социализации. Осознание ребенком своей половой принадлежностей происходит постепенно. Начиная с дошкольного возраста, у ребенка формируются соответствующие гендерные представления, которые становятся основой гендерной идентичности в целом. Ребенок в дошкольном возрасте не просто имеет представления о внешних признаках мальчика или девочки, но и знает как они себя ведут, у него формируются поло-ролевые установки, усваиваются гендерные модели поведения. Родители, а также другие люди, которые окружают ребенка, поощряют такое поведение, которое отвечает полу ребенка (у мальчиков – маскулинное, у девочек – феминное поведение). От типа родительских установок будет зависеть развитие феминных или маскулинных качеств личности.
На формирование гендерных свойств личности существенное влияние имеет стиль родительского воспитания. Его стили можно условно сгруппировать следующим образом: полонетипичный тип, гипергендерный, андрогинный [2; 3].
Полонеспецифический тип (для мальчиков, авторитарный стиль взаимоотношений с ребенком может формировать у мальчика феминные черты характера, особенно, когда роль «диктатора» в семье играет мать, а отец выполняет свою роль формально или отсутствует [3]. Развитие ребенка в неполной семье дезорганизует гендерную идентификацию ребенка, особенно, когда развод родителей пришелся на возраст ребенка 3-4 года. У мальчиков этот процесс значительно осложнен, поскольку дома – мать, бабушка, в саду – воспитательница, няня, а мужских образцов поведения очень не хватает. «Твердость требований к маскулинности мальчиков приобрела преимущественно декларативный характер. Мальчик в процессе воспитания находится в преимущественно феминной среде (мать – воспитательница – учительница – начальница) и какими бы не были призывы воспитания, сколько бы мальчик не слышал от женщин, что должен расти мужчиной, он воспитывается прежде всего как «удобный в обращении для женщин» [8, с. 28]. Феминный мальчик отличается среди ровесников – имеет спокойный, мягкий, характер, преимущественно играет в среде девочек в нетипичные для мальчиков игры, на обиды реагирует плачем или замыкается в себе [9].
Полонеспецифический тип (для девочек) является результатом жесткого и нейтрально-запретительного стиля. Когда в семье авторитарная мать и отсутствует отец или он выполняет пассивно-приспособленческую роль, происходит идентификация девочки с матерью. В результате у нее формируются маскулинные черты (решительность, уверенность, настойчивость). Следует отметить, что важным для воспитания ребенка является не само присутствие или отсутствие отца в семье, а его роль и место в структуре семьи, отношение к нему и взаимоотношения между родителями [2; 3].
Андрогинный тип (для обоих полов) формируется вследствие партнерского стиля взаимоотношений, в котором нет четкого распределения ролевых обязанностей между членами семьи, где один дополняет другого, где нет распределения на полоспецифические или полонеспецифические черты личности. Партнерский стиль семейного взаимодействия дает возможность для развития как андрогинной личности, так и для нормального развития феминности у девочек и маскулинности у мальчиков. В семьях, где царит вдумчивые, уважительные, позитивные, щедрые на похвалу, без гипперопеки детско-родительские отношения, как подчеркивает А. Некрасов [6] есть все предпосылки для формирования мужественных мальчиков и женственных девочек. Следует отметить, что девочка, которую воспитывал демократический отец, будет более успешна в выстраивании отношений с лицами противоположного пола, она легко идет на контакт, так же безболезненно прекращает отношения. Для того, чтобы сохранить положительное отношение у ребенка к лицам противоположного пола, ни при каких обстоятельствах нельзя ребенку говорить что-то негативное о его матери или отце, поскольку в дальнейшем этим можно сформировать у него массу личностных и межличностных проблем [2].
Гипергендерный тип (для девочек) – формируется вследствие жесткого, нейтрально-запретительного стиля общения. Когда в семье отец выполняет жестко-авторитарную, а мать – подчиняющуюся роль. Происходит идентификация с матерью. Осознавая на том, что женщины – второстепенные, вторичные, слабые существа, которые не способны без мужчины ничего решить или сделать, ребенок выбирает такую же страдательно-нейтральную роль. Формируется слабая девочка, которая не умеет брать на себя ответственность, постоять за себя. Такая девочка будет иметь преувеличенно-женственные черты – эмоциональность, неуверенность, мягкость, неопределенность. Хорошо этот факт можно наблюдать в детском саду, такая девочка не будет занимать в играх лидерских позиций, она всегда будет на заднем плане. Она может знать и уметь много, но заявить о себе у нее не хватит смелости [4].
Гипергендерный тип (для мальчиков) – формируется под влиянием жесткого, нейтрально-запретительного стиля. Идентифицируя себя с авторитарным отцом, мальчик имеет все шансы, стать таким же. Личностными характеристиками гипермаскулинных мужнин являются – эгоцентризм, импульсивные проявления поведения, непринятие недостатков и слабостей другого человека [2].
Самый большой вред для развития личности ребенка заключается в непоследовательности и несогласовании стиля родительского взаимодействия. Непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, также ребенку тяжело понять, какого именно поведения ожидают от него родители.
Таким образом, самым важным фундаментом источником формирования гендерной идентичности является семейная социализация. Тип родительского воспитания имеет существенное влияние на развитие психики, в частности на гендерное развитие личности. Дошкольный возраст является первой ступенькой в развитии психофизических качеств, привычек и навыков, необходимых для успешного выполнения гендерных ролей в семейной и общественной жизни. Задача педагога дошкольного образовательного учреждения – донести до сознания родителей важность осуществления гендерного воспитания уже на этом возрастном этапе развития ребенка. В это время происходит усиления отличий в поведении девочек и мальчиков: они избирают по собственной инициативе разные по смыслу игры и партнеров для них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т. п.
Список литературы
1. Беленькая Г. В. Здоровье ребенка от семьи / Г. В. Беленькая, О. Л. Богинич, М. А. Машовец. – М. : СПД Богданова А. М., 2006. – 220 с.
2. Бендас Т. В. Гендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бендас. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 431 с.
3. Говорун Т. В. Гендерна психологія : навчальний посібник / Т. В. Говорун, О. М. Кікінеджі. – К. : Академія, 2004. – 308 с.
4. Клецина И. С. Психология гендерных отношений / И. С. Клецина. – СПб. : Алетейя, 2004. – 403 с.
5. Мы, наши дети и внуки / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. – 3-е изд., доп. – М. : Мол. гвардия, 1989. – 303 с.
6. Некрасов А. Материнская любовь / А. Некрасов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 249 с.
7. Титаренко Т. М. Такие разные дети / Т. М. Титаренко. – К. : Рад. шк., 1989. – 144 с.
8. Федоришин Г. М. Психологія становлення особистості у батьківській сім’ї / Г. М. Федоришин. – Івано-Франківськ, 2006. – 174 с.
9. Целуйко В. М. Вы и ваши дети / В. М. Целуйко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 544 с.