Галия Курмакаева
Роль семьи в досуговой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени. Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком. Для решения поставленных задач целесообразны: тематические беседы и открытые дни для родителей, выставки детских фотографий («Активный отдых моей семьи», «наше увлекательное лето», «день семейного общения»)
Публикация «Роль семьи в досуговой деятельности дошкольников» размещена в разделах
В ходе данного этапа родители имеют возможность под руководством педагогов просмотреть семейные презентации по разным видам детского досуга в условиях семьи и детского сада. Проведенная работа позволит не только познакомить родителей с многообразием содержательного досуга дошкольника, но и показать им сам образовательный процесс, педагогическую технологию руководства. Проводится совместная работа педагогов, воспитанников и их родителей при организации развлечений, отдыха, праздников.
Существует немало форм организации совместной деятельности воспитателя и родителей, но самой эффективной, по моему опыту, стало вовлечение родителей в непосредственно-образовательную деятельность.
Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором социально-коммуникативного развития. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые знания. С другой стороны, родители, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевают ее содержанием и методикой, получают возможность применять этот опыт дома.
Вовлечение детей в непосредственно-образовательную деятельность дает им развитие следующих навыков:
познавательных (обогащается личный опыт детей)
двигательных (музыкально-ритмические движения, пальчиковые упражнения)
предметных (с дидактическими игрушками и материалами)
игровых (подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра)
изобразительно-продуктивные (рисование, лепка, аппликация)
коммуникативные (общение с родителем, педагогом, сверстниками)
Родители на совместных интегрированных мероприятиях также реализовывают свои возможности :
учебные (освоение педагогических знаний и умений)
педагогические (оказание содействия, помощи ребенку)
познавательные (анализ и оценка собственных и детских действий)
продуктивные (изготовление совместно с ребенком)
коммуникативные (общение с ребенком, педагогом, другими родителями)
Эта форма работы станет эффективной только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, заинтересовать их в конечном результате. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Для решения этой проблемы, я поставила перед собой задачи в работе с родителями:
1. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через познавательную деятельность.
3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
Я составила план совместной деятельности, где родители будут партнерами, участниками детей в НОД, а не зрителями, наблюдателями. Хорошей традицией нашей группы стало проведение интегрированных мероприятий в начале учебного года и в конце (для сравнения результатов). Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такие мероприятия готовятся поэтапно.
1этап – подготовительный. На нем определяется тема познавательного мероприятия. Темой могут стать как определенный раздел образовательной программы, так события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов. При планировании учитывается направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы родителей и детей над определенной практической проблемой. Продукт деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.
2этап – информационный. Проведение с родителями консультаций, бесед на выбранную тему. Заинтересовать детей, выбранной темой, донести до них в доступной форме информацию.
3этап - реализация действий. Заинтересовать детей, вовлечение их в разнообразную деятельность по данной теме (разные виды игр, опытов и экспериментов, разучивание песен, стихотворений, танцев, все виды продуктивной деятельности). Организация совместных с родителями выставок, фотогазет, мини-музеев.
4этап - организация совместной деятельности. Проведение интегрированного мероприятия, где родители принимают активное участие вместе с детьми.
Проводимая работа по привлечению родителей в совместную деятельность с детьми показала свою эффективность. Я убедилась, что такие мероприятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, повысилась активность родителей:
* в мероприятиях, клубах, конкурсах, выставках, в оформлении групп;
* в учебно-воспитательном процессе
* на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом
* сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка.
К концу учебного года формируется дружный коллектив родителей, самое главное повышается уровень развития наших детей.
Результатами работы по данной проблеме являются:
Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
Повышение заинтересованности родителей в жизни детского сада и группы.
Сплочение детей и родителей, обучение навыкам взаимодействия.
Повышение познавательного интереса у детей.
В процессе анализа досуговой деятельности детей дошкольного возраста были проанализированы формы и методы работы. Уникальность дошкольного учреждения заключается в создании среды, способствующей раскрытию индивидуальности и творческих особностей детей. А привлечение дошкольников к различной, новой для них социально полезной деятельности способствует расширению и разнообразию проявления увлечений. Особого внимания заслуживают такие методы досуга в дошкольном учреждении, как интегрированные мероприятия с родителями. Интересной и доступной формой работы являются игровые, музыкальные часы, игры-путешествия. Способствуют эффективному всестороннему развитию детей традиционные формы и методы досуга - это беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии, выставки.
Итак, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.