Тишкина Ирина
Роль семьи и ДОУ в развитии личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. [/h3]
"Рушились империи,
гибли государства,
падали династии,
если рушилась семья"
(древняя мудрость).
Публикация «Роль семьи и ДОУ в развитии личности ребенка» размещена в разделах
Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Именно родители, как первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Отрадно, что Закон РФ "Об образовании" впервые за многие десятилетия признал, что "родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".
Наряду с правительством общество в целом и семья, как его основная ячейка, где воспитываются дети, должны знать и понимать права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция рассматривает развитие как всесторонний процесс и, подчеркивая роль родителей, признает необходимость оказания им поддержки путем создания соответствующих учреждений. Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.
Мир постоянно изменяется, процесс формирования личности стал многограннее и значительно усложнился, возникают трудности в семейном воспитании, поэтому, перед обществом и государством выдвигается требование оказания помощи родителям. Дошкольные учреждения и школа должны стать активными помощниками родителей по воспитанию детей в семье.
В письме Министерства Образования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» говорится что, «успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.»
Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего ребёнка общеизвестна - это среда, в которой формируется личность человека. Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональной близости между членами семьи, что наиболее значимо для формирования личности ребёнка в дошкольном возрасте. Дошкольник особенно нуждается в любви и внимании родителей, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется именно в семье : любовь ребёнка к родителям, беспредельное доверие им ( в силу возрастных психологических особенностей: образность мышления, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и др.) делают его особо восприимчивыми к определенным установкам, определяют прочность воздействия на ребёнка примера. Именно в семье ребёнок активно проявляет свою самостоятельность и индивидуальность.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Эмоциональная культура, физическое и психическое здоровье, развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Педагоги, социологи, психологи и психотерапевты (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Г. М. Андреева, Т. А. Маркова, Л. В. Загик, В. М. Иванова, О. Л. Зверева, А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина, М. И. Лисина, А. И. Захаров и др., занимающиеся этой проблемой, выявили следующие основные особенности семейного воспитания, влияющие на формирование и развитие личности ребёнка :
- глубоко эмоциональный, интимный характер воспитания, основанный на родственных чувствах, выражаемых в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей, постоянство и возможность длительных эмоциональных воздействий родителей и других членов семьи на детей в самых разнообразных жизненных ситуациях, повторяемых изо дня в день, определяют эмоциональное благополучие ребёнка, его самоотношение и самооценку (образ – Я). В воспитании детей раннего и дошкольного возраста эти родственные эмоциональные связи имеют свою особую специфику, особенно любовь матери к ребёнку.
- общая атмосфера в семье, благоприятный «микроклимат», доброжелательность между её членами, атмосфера счастья оказывает положительное влияние на формирование личности ребёнка. У Ф. М. Достоевского есть очень точная и глубокая мысль: «Нет в жизни человека ничего важнее, ничего нужнее и полезнее, чем вынесенное из детства светлое и тёплое воспоминание, такое ясное и доброе. Оно закладывается в семье и в тяжёлые минуты помогает».
- сила и стойкость семейного воспитания, личный пример родителей способствуют закреплению качеств, привычек с детства и оказывают определяющее влияние на его мировоззрение. «Беда искусства воспитания в том, — отмечал А. С. Макаренко, — что научить воспитывать можно только в практике на примере».
Хотим мы того или нет, но жизнь нас ставит перед фактом: каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным. Следует ли ломать традиционно сложившийся семейный уклад жизни? Целесообразнее сохранить традиции семейного воспитания, пусть семья воспитывает своих детей так, как считает нужным, но она должна хотеть и уметь воспитывать детей так, как требует того программа воспитания, как рекомендует дошкольная педагогика.
В семейном воспитании распространённым является непонимание родителями того, что с рождением ребёнка еще не рождается личность, что личность формируется в процессе жизни и организованной взрослыми посильной деятельности в семье. Возможности детей раннего и дошкольного возраста часто либо недооцениваются, либо переоцениваются родителями, особенно если дети не посещают дошкольные учреждения, поэтому семейному воспитанию необходима научная основа, и ею должны овладеть все родители.
Современные учёные и практики подтвердили, что у ребёнка рано начинает проявляться потребность в общении с равными себе по возрасту, интересам, деятельности, поэтому, для полноценного развития личности ребёнка желательно участие в его воспитании и образовании специально организованных образовательных учреждений, в том числе и детских садов. В процессе общения формируется: способность к принятию детьми общих задач в совместной деятельности со сверстниками, умение коллективно решать практические и познавательные задачи, обеспечивающие переход от непосредственных импульсивных реакций к произвольным актам, что составляет фундамент для будущего учебного сотрудничества, учебной деятельности и взаимодействию с учителем. В детском саду дошкольник познает радость общения, у него формируется опыт совместных игр и труда, умение заниматься, опыт заботы, внимания к другим детям и взрослым людям; в разных жизненных ситуациях он сталкивается с необходимостью считаться с мнением, желанием, правами других людей и учиться быть справедливым.
Детский сад выполняет важную социально-педагогическую функцию в отношении детей: воспитание и обучение в детском дошкольном учреждении осуществляется специалистами с образованием на основе научно обоснованной программы, которая разрабатывается с учётом данных экспериментальной работы и обобщения передового педагогического опыта. В содержание программы включены различные виды деятельности (игра, труд, самостоятельная художественная деятельность и др., направления работы (физическое, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое воспитание). В последние годы появились несколько новых программ, адресованных одновременно и родителям, и педагогам. Такими программами являются: «Из детства - в отрочество» (научный руководитель Т. Н. Доронова, «Сообщество», программа работы детского центра «Зелёная дверца»; проникновение идей вальдорфской педагогики, основанной на глубоком контакте педагогов и родителей, начали переориентировать педагогов на новую позицию во взаимодействии с родителями. Работа по указанным программам позволит максимально приблизиться дошкольному учреждению к родителю, а родителю - к своему ребенку.
При существующих тенденциях общей экономической ситуации, очевидно, что в ближайшее время организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования, таких как группы развития, функционирующие на основе кратковременного пребывания, является не только возможным, но и перспективным способом сделать услуги ДОУ доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить более качественное образование на базе ДОУ.
Для создания новой системы отношений между ДОУ и семьями воспитанников коллективу необходимо:
- продумать то содержание воспитания и образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности, и предложить родителям варианты распределения функций с учётом их собственных интересов и возможностей;
- создать в детском саду условия для пребывания детей и общения с родителями;
- поддерживать связь с семьями, привлекая их к активному воспитанию своих детей, повышая у родителей чувство ответственности, учитывая стиль внутрисемейных отношений, а также здоровье, поведение и интересы ребёнка;
- обеспечить повышение коммуникативности педагогов, обучение их навыкам активного слушания, ведения конструктивного диалога, поведения в конфликтных и проблемных ситуациях, соблюдения такта и терпения в установлении контактов с родителями и воспитанниками,
- расширять кругозор педагогов в области прикладной психологии;
- дать родителям знания в области этики и психологии семейной жизни, которые позволят гармонично развиваться личности ребёнка.
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании детей позволяет выделить ряд общих условий, обеспечивающих это взаимодействие. Среди них можно назвать:
1. Единое понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.
2. Стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, знание и учёт педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду.
3. Уважение к личности ребёнка.
4. Взаимопомощь, направленная на совершенствование воспитания ребёнка в семье и в детском саду, условий его жизни и деятельности.
5. Взаимное уважение и взаимное доверие в отношениях между воспитателем и родителями.
6. Взаимная деловая и доброжелательная критика и самокритика.
Следовательно, детский сад и семья имеют специфические для каждого из этих социальных институтов воспитательные возможности. Необходимость взаимодействия семьи и дошкольного учреждения очевидна, поскольку именно этот аспект взаимодействия - формирование жизненной позиции и системы социальных отношений ребёнка обеспечивает успешность дальнейшей социализации и гармоничное развитие его отношений с социальным миром. Повышение педагогической культуры родителей даёт возможность снизить элемент стихийности, который свойственен семейному воспитанию.
Если не обеспечить единого образовательного пространства, в системе воспитания детей, не объединить усилия родителей и педагогов, не создать вариативные формы дошкольного образования, последствия в становлении и развитии подрастающего поколения могут быть печальными.