Марина Кирьянова
Консультация «Роль семьи и детского сада в процессе приобщения детей к общественной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
С момента рождения ребенка и до поступления его в школу непосредственное участие в его воспитании принимают прежде всего родители, а также детские сады. Далее — окружающая среда, соседи, знакомые семьи или, может быть, дом, где живет ребенок.
В данной статье мы рассмотрим семью и детский сад, так как они являются наиважнейшими воспитателями.
Публикация «Консультация „Роль семьи и детского сада в процессе приобщения детей к общественной жизни“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Прежде всего отметим, что под процессом приобщения детей к общественной жизни мы понимаем тот процесс развития ребенка, когда он начинает принимать участие в жизни общества, начинает жить в коллективе, реагирует на поведение других людей, приучается жить в соответствии со взглядами, культурой, обычаями данного общества.
Этот процесс необычайно сложен и складывается под влиянием жизни коллектива людей взрослых, групп ровесников, но прежде всего тех учреждений, которые государством предназначены для выполнения и руководства этим процессом.
Семья и детский сад
Многие склонны рассматривать воспитание ребенка в семье как процесс естественный, как воспитание естественное, не утруждающее себя вопросами педагогики. Воспитание в правильном значении этого слова, или процесс воспитания систематическими методами, по их мнению, начинается только тогда, когда ребенок попадает под присмотр профессионального воспитателя.
Я считаю, что наилучшее развитие в дошкольный период может быть достигнуто, если родители, которые являются первыми учителями своих детей, владеют хотя бы начатками педагогики и дидактики, чтобы подготовить своих детей к детскому саду, учреждению, которое, являясь уже частью школьной системы, берет на себя уже дальнейшую работу по приобщению детей к жизни в коллективе и подготовке к школе.
Нужно стремиться к гармоническому воспитанию в семье и в детском саду. Родители должны знать примерно, как их дети будут воспитываться в детском саду. В соответствии с этим они должны так воспитывать детей в семье, чтобы ребенок, придя в новую для себя обстановку, не почувствовал бы слишком большой разницы. Ребенок до трех лет проходит уже интенсивный процесс развития, он уже многое умеет. И от этого многое зависит в его дальнейшей жизни в детском саду и в школе.
В семье до прихода в детский сад малыш овладевает родным языком, говорит, понимает окружающих, получает первые понятия о том, что хорошо, что плохо, чего делать нельзя, он обучен определенным гигиеническим навыкам. Но весь этот процесс становления происходит стихийно, чрезвычайно малый процент родителей участвует в нем целенаправленно. Ничего поэтому удивительного нет, что есть мнения, что воспитание и обучение начинается только с момента прихода ребенка в детский сад.
Из этого и следует, что воспитание в семье должно быть как-то увязано с тем, что делается в детском саду, т. е. приблизительная программа воспитания и обучения в детском саду должна быть известна родителям. В противном случае переход из семьи в детский сад может явиться своего рода кризисом в жизни ребенка, если контраст между методами воспитания будет особенно острым.
Приобщение детей к общественной жизни в семье
Я не разделяю взгляды, которые считают процесс воспитания в семье «естественным воспитанием», подразумевая, что такое воспитание в чем-то ниже (хуже) воспитания в системе школьного дошкольного образования. Отметим, что именно в семье закладываются основы воспитания и приобщения к общественной жизни, что то, что получено в семье, подчас трудно и даже невозможно изменить последующим обучением в детском саду. Ребенок приучается к общественной жизни, входит в жизнь через жизнь своих родителей и родных, участвуя в домашних делах, помогая по хозяйству в меру своих сил, переживая вместе с родными различные жизненные ситуации, возникающие в реальной жизни. Воспитание в детском саду и основано на различных придуманных специально ситуациях, играх, которые в лучшем случае становятся имитацией реальной жизни.
Каждый из нас в процессе своей жизни получает обиходные систематичные знания в семье (знания об окружающих людях, об обычаях, о способах поведения в жизни, знания о повседневной морали, о домашнем хозяйстве). Далее человек получает знания систематические в школе, в институте и позже — практические, в процессе профессиональной или общественной деятельности. Ребенок приходит в детский сад, обладая обиходными знаниями, и они являются основой для систематического обучения научным знаниям.
Другим видом обучения и воспитания в семье является приучение ребенка к оценке себя и других. Это процесс длительный, собственно говоря, он длится всю жизнь, но начинается он в детстве. Воспитание в семье может быть словесным, когда родители поучают ребёнка словом, что хорошо, а что плохо. Но значительно важнее обучение примером взрослых, так как ребенок очень склонен к подражанию и его нужно непременно приучать участвовать активно в жизни семьи, в ее хлопотах, радостях, неприятностях, успехах и т. п. Эти элементы приобщения к общественной жизни будут иметь большое значение в жизни ребенка в детском саду, в школе, на работе, во всех проявлениях общественной жизни человека.
Приобщение ребенка к общественной жизни в детском саду.
Переход из семьи в детский сад является полной переменой в жизни ребенка, которая может стать своего рода кризисом. Ребенок из семьи, где он часто был в центре внимания, переходит в группу ровесников, и на месте родителей он находит профессионального воспитателя, для которого каждый воспитанник — только один из группы.
Воспитание в детском саду является для ребенка как бы новым общественным порядком, отличным от того, который был в семье. Здесь ребенок открывает для себя как бы малое общество, которое он не может изменить, а должен приспособится к нему
и подчинится существующим в них правилам.
В детских садах нет ни уроков, ни классов, ни перемен, "там обучение проходит в форме занимательной игры.
Опыт показывает, что процесс приобщения ребенка к общественной жизни — сложный процесс. Детский сад и семья должны вместе работать, чтобы как можно лучше выполнить эту задачу.