Папки-передвижки

Консультация «Экологическое образования детей младшей группы детского сада в процессе ознакомления с растениями»

Людмила Волошина
Консультация «Экологическое образования детей младшей группы детского сада в процессе ознакомления с растениями»
▼ Скачать + Заказать документы

"Экологическое образования детей младшей группы детского сада в процессе ознакомления с растениями ближайшего окружения"

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Публикация «Консультация „Экологическое образования детей младшей группы детского сада в процессе ознакомления с растениями“» размещена в разделах

Экологическое образование – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Одно из направлений экологического воспитания любовь к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Знакомя детей с растениями ближайшего окружения, воспитатель решает следующие задачи:

формировать у детей имения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;

формировать элементарные представления о растениях данной местности : деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.);

формировать представления о том, что для роста растений нужна земля, вода и воздух;

воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту окружающей природы, формировать эстетические чувства;

формировать бережное отношение к растениям.

Экологические занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с растениями ближайшего окружения. У дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливался у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни. Они проводятся как в группе, так и на участке детского сада.

На занятиях используют: проблемные ситуации, проведение опытов, практическую работу, игровые приемы, художественное слово. Маленькие дети имеют неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Чтобы поддержать в течение занятия внимание детей необходимо проводить занятия – путешествия; занятие – сказки; занятия – игры.

Дед, который вырастил на своем огороде большую репку, или Баба, которая помогала тянуть её, «приходят» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды). Знакомясь с самыми разными плодами, дети должны обследовать их с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения. При подборе занятий основное внимание необходимо уделять их систематичности и последовательности, с тем, чтобы обеспечить формирование элементарной системы знаний, умений и навыков. Сначала идут занятия, на которых даются первоначальные знания. Далее занятия, цель которых – пополнение первоначальных представлений, обобщение и применение полученных знаний, умений и навыков, развитие представлений о закономерных повторяющихся явлениях (сезонные изменения деревьев).

Конечно, одних занятий недостаточно для формирования системы знаний о живой природе.

Одним из важных средств ознакомления детей с растениями ближайшего окружения являются наблюдения. Они имеют большое образовательное значение. Расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Недаром К. Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями детского сада.

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами : постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования, как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности.

Наблюдения за растениями начинаются с приветствия всех жителей участка, с вопросов об их настроении, самочувствии, об их радостях, печалях и заботах.

Донести до детей мысль о том, что растения разговаривают с нами, с людьми, всегда рассказывают нам о своем самочувствии. Только говорят они не при помощи слов (как люди, а совсем по-другому. И поэтому люди очень часто их не слышат и не понимают.

Рассказать детям, что цветы говорят, что им хорошо, своим обильным и красочным цветением. Если растению плохо, то меняется окраска листьев, становятся бледными и вялыми. Точно также говорим о людях, когда им нездоровится.

Наблюдение за растениями оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой ребенок слышит шум ветра, шелест листьев, все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить сладкий вкус клубники. Осязание это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка запах тополиных почек после дождя, запах весны. Вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые маленькие чешуйки. Это ночью ветер сдул с тополей чешуйки от почек. Наклоните осторожно веточку, предложите рассмотреть ее. Расскажите детям, как спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они от теплого солнца, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках, сбросили они чешуйки-шубки и потянулись навстречу солнцу, "заулыбались", заблестели. Чешуйки сделали свое дело, сберегли листики от холода, а теперь легкий весенний ветерок играет с ними.

Маленькие дети большие почемучки и задают множество вопросов, в том числе и на экологические темы. Тогда здесь уместна элементарная поисковая деятельность, чтобы дети могли сами найти ответ на интересующий их вопрос. В результате экспериментов, опытов и наблюдений, под руководством воспитателя, они находят правильный ответ. Например, во время прогулки осенью предложите детям в сухую погоду походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат. Объясняя детям, что листья шуршат, потому что новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась, проведите опыт: полейте листья из лейки, и пройдите по ним. В результате дети смогут сами увидеть и сделать вывод, что листья стали влажными и перестали шуршать.

Объясняя детям, что растения «живые», им нужна вода, проведите с детьми эксперимент. Несколько дней в жаркую погоду цветы на клумбе не поливайте, а во время прогулки, обратив внимание детей на состояние цветов, спросите, как они думают, что же произошло с цветком. Предложите малышам показать, каким стал цветок без воды (грустным, печальным). Дети могут опустить руки, плечи и голову, сделать грустное лицо. Полив растение, в конце прогулки отметьте, что растение выпрямилось. Так, с помощью эксперимента, сформированы представления детей о потребности растений в воде.

Осторожно вводите игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому подберите простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Репка», «Как коза избушку построила».

Для обобщения знаний о растениях, овощах и фруктах используйте дидактические игры: «Собери овощи в корзину», «Найди по образцу», Лото «Овощи и фрукты», «Что где растет, «Найди такой же», «Найди пару», «Найди все цветущие растения» и т. п.

При формировании знаний о растениях используйте не только разные формы работы, но и методы: наглядные, практические, словесные. На занятиях и в совместной деятельности используйте наглядные методы: рассматривание картин, иллюстраций в книгах. С их помощью у детей формируйте представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений, труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

Большое значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с растениями, людьми.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения).

Труд в природе и наблюдения за растениями ближайшего окружения создают благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев они проходят на воздухе, разнообразны по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

Знакомя детей с растениями, напоминайте о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, ломать, топтать, объясняя это тем, что они будут радовать своей красотой других людей

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями.

Дать ребятам понятие о том, что и растения – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Публикации по теме:

Нетрадиционные физкультурные занятия с использованием сюжета и включением в них элементов психогимнастики и релаксации Нетрадиционные физкультурные занятия с использованием сюжета и включением в них элементов психогимнастики и релаксации. Каждый раз, анализируя.

Консультация для воспитателей «Прогулка» Прогулка Прогулка считается одной из эффективных частей педагогического процесса,где ребенок получит возможность свободно двигаться, наблюдать.

Консультация для воспитателей. Консультация для воспитателей На тему: Знакомства детей с орнаментом. Искусство не умирает, Искусство не стареет. Искусство как дерево,.

Консультация для воспитателей Музыкальная игра – как одно из действенных средств музыкального развития ребёнка. (консультация для воспитателей) Музыкальная игра является.

Консультация для воспитателей Инклюзивное образование в ДОУ К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Италия, Скандинавские.

Консультация для воспитателей «Детский сад и семья» Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Консультация для воспитателей «Конструктивная деятельность для воспитателей раннего возраста» Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование.

Консультация для воспитателей «Пересказ» Пересказ – творческое воспроизведение литературного образца в устной речи. Требования к произведениям, которые отбирают к пересказу. Произведение.

Консультация для воспитателей «ИКТ в ДОО» Актуальность: В настоящее время в нашей стране прослеживается стратегия информатизации общества, которая обуславливается доступностью информации.

Консультация для воспитателей «Логоритмика» Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Экологическое образования детей младшей группы детского сада в процессе ознакомления с растениями»
Опубликовано: 8 сентября 2015 в 12:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Экологическое образования детей младшей группы детского сада в процессе ознакомления с растениями»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Волошина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД