Вероника Крупина
Роль русских народных сказок в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Русские народные сказки
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что, мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка - - складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия? А. С. Пушкин заметил: Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
Публикация «Роль русских народных сказок в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Не все соглашались, что в сказке заложен серьезный смысл. Знаменитый знаток и издатель сказок А. Н. Афанасьев оспорил эти сушения Он писал, что «пустая складка» не могла бы сохраняться у народа в продолжение целого ряда веков и на огромной протяженности страны «Нет -Н заключал А. Н. Афанасьев, — сказка не густая складка, в ней, как и ’т / обще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира».
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно от-мечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полета, богатство смысла сказок.
Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везет!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему веленью» - и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка — хитрецу. Сказочные истории живут в сознании миллионов людей.
Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшеб-ных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.
В подробностях воссоздается в сказке старый быт : невесту себе журавль нашел недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.
Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и то-го серьезного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.
Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказка-ми и сказки бытовые.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
- Бытовые сказки Кашица из топора Жена-спорщица
- Волшебные сказки Царевна-лягушка Сивка-бурка Марья Моревна
- Сказки о животных Лиса и волк Лиса и журавль Теремок
Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода», «добрый молодец», «красная девица».
Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка». «Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба».
Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке, например: «Жил да был крестьянин.», «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.», «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был царь с царицею.», «В старые годы у одного царя было три сына.», «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были.», «Жил да был царь с царицею.».
Концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но еще чаше и об-ращение к слушателю («. а кто слушал молодец) или рассказ сказочника о самом себе : «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
«После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да Добра наживать», «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».