Мария Тимофеевна Макаренко
Консультация «Роль родителя во времена перемен»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных «ипостасях».
Во-первых, это источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным.
Во-вторых, родители – директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений.
В-третьих, — образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми.
В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных проблем.
Публикация «Консультация „Роль родителя во времена перемен“» размещена в разделах
По мере взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость меняются.
Переходный возраст у подростка является сложным этапом его жизненного пути. Задача родителей помочь ему принять себя как личность, определить поведенческие ориентиры и ценности.
Желательно, создать вокруг своего взрослеющего ребёнка такую атмосферу, в которой он смог бы развивать чувство собственного достоинства, научить его ставить перед собой конкретные цели и определять пути их достижения.
Создание благоприятной среды, зачастую становится для нас нелегким делом. Не стоит ругать себя за возможные срывы по отношению к подростку. Главное вовремя признать свою ошибку и извиниться. Родительская корона с нас не упадёт, а наши дети почувствуют справедливое отношение к себе.
Дети не любят перемены. Чем младше ребенок — тем сложнее ему адаптироваться. Неслучайно возрастные кризисы 3, 7 и 13 лет совпадают с переменами — сменой социальной ситуации в жизни ребенка.
Кризисы и перемены — это периоды формирования новых моделей поведения и редактирования старых.
С одной стороны, ребенка это пугает, с другой — вызывает интерес, так как стимулирует исследовательское поведение.
Родителям важно помнить об этой двойственности восприятия, давать место и радостям, и потерям. На адаптацию к переменам больше всего влияют особенности нервной системы ребенка и то, насколько он близок с родителями.
Хорошая связь с родителями дает ребенку чувство безопасности, а оно страдает при переменах. Также влияет прошлый опыт. Если ребенок уже переживал успешно какие-либо перемены — значит, есть на что опираться.
Можно проговаривать этот опыт, напоминать, как здорово все получилось в прошлый раз («Вот помнишь, мы с тобой садик меняли, ты сначала очень переживал и не хотел туда ходить, а потом подружился там с Сережей и Пашей»). И наоборот — негативный опыт усложняет адаптацию, и это тоже нужно учитывать.
Переживания из-за перемен у ребенка могут вызвать стресс-реакцию. Она проявляется в двух вариантах: «замри» или «бей и беги».
• Замирание вызывает снижение активности ребенка, замыкание в себе. Эта реакция чаще остается незамеченной. Ребенок в «замирании» переживает, но не показывает этого и не получает помощи, хотя нуждается в ней. Также возможны соматические проявления.
• Реакция «бей и беги» проявляется через усиление активности, суету, конфликтность. Она более заметна, так как приносит родителям больше проблем. Кроме того, ребенок может временно регрессировать на более ранний возрастной этап и требовать от родителей больше внимания и заботы.
Ребенок может начать «натягивать» отношения и проверять родителей на прочность. Ему нужно удостовериться, что все в порядке, его все еще любят. В итоге такое поведение энергозатратно для всей семьи. Чтобы предотвратить это, нужно закрыть эту потребность, дать ребенку ощутить опору и уверенность. Помогает сохранение ритуалов — это островок прошлой жизни и стабильности. Например, чтение и разговор перед сном или совместный ужин с беседой.
Родителям в первую очередь нужно позаботиться о себе, настроится на перемены и не забывать поддерживать себя в процессе. Старайтесь проводить с ребенком достаточно времени, смягчить требования и предъявлять их постепенно. С подростками делитесь своим опытом и переживаниями : это даст им ориентир и нормализует их чувства.
Если взрослым трудно выдерживать возникающие сложности и перемены на работе, в личных отношениях, при переезде в другой город или страну, то именно это будет влиять на ребенка.
Если ребенок видит, что у мамы или папы тревога, паника, угнетенность, депрессия, эмоциональные срывы, то мир перестает быть для него стабильным и безопасным. Ему не обязательно напрямую видеть — достаточно просто чувствовать. Тогда загорается красная сигнальная лампочка: «Мама (папа) не справляется, сохранность под угрозой». И тогда у ребенка тоже возникают тревога и паника. Это может проявляться в трудном засыпании, беспокойном сне, плохом аппетите, частых капризах или истериках. Хуже, если выход находится через физические заболевания — частые простуды, диатез, энурез, энкопрез.
Иногда нам кажется, что ребенку нужно помочь разобраться с внешними переменами, а на самом деле самые большие сложности у него в семье. Если дома напряжение, крики, ругань, нет уважения, постоянные оскорбления — ребенку будет не до внешнего мира. Он не то что не сможет справиться с трудностями и переменами, он с трудом будет учиться. Потому что вмещать в себя новую информацию невозможно, когда внутри все занято переживаниями и мыслями о происходящем в семье. В таких ситуациях у детей часто возникает апатия, им ничего не хочется, все скучно, находить друзей сложно. Если такое случилось, то ребенку важно помочь. И без детского психолога здесь не обойтись. Важно помнить, что психолог снимет симптомы, ребенку станет легче, но если ничего не делать с обстановкой в семье, то все вернется вновь.
Поэтому основной и самый важный совет родителям — помогите адаптироваться к переменам себе. Чем лучше вы будете справляться, тем более надежными взрослыми вы будете для своих детей. Будьте бережны с собой. Не ругайте себя и не требуйте от себя слишком много. Помните, что жизнь состоит из перемен, и возможность выдерживать их и справляться — свойство зрелой психики. Ищите поддержку, и если чувствуете, что любые изменения в жизни даются с трудом — это повод обратиться к психологу.
Как помочь детям адаптироваться к переменам?
1. Заранее подготовьте к переменам. Важно рассказывать, что и когда случится.
2. Покажите, что в переменах нет ничего страшного. Например, при переходе в новое учебное заведение можно попробовать провести мини-экскурсию. Так ребенку будет проще адаптироваться. Если планируется переезд в другой город или страну, а возможности побывать там до переезда нет, то можно воспользоваться фотографиями в интернете или онлайн-картами.
3. Помогайте сохранять связи. Особенно первое время ребенку будет важно общаться (лично или по телефону) с теми, с кем ему пришлось разлучиться.
4. Следите за соблюдением режима. Иногда дети крайне активно демонстрируют, что никакой режим им не важен, и они с радостью поиграют в гаджеты еще час-другой, прежде чем лягут спать. Но какие бы перемены ни происходили, режим и привычный распорядок дня остаются важными для устойчивости нервной системы ребёнка.