Яна Павлова
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование – первая ступень в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования зависит от многих условий, в том числе и от рационального, соответствующего возрасту дошкольников наполнением развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
Публикация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2023
В грамотно организованной среде дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное - происходит развитие личности.
Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. Задача воспитателя заключается в том, чтобы создать условия для развития познавательной деятельности детей в группе.
Развивающая предметно-пространственная среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Её содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры; её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.).
А. В. Петровский утверждал, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника, поскольку познавательная активность - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно.
Развивающую предметно-пространственную среду группы необходимо выстраивать в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Среда должна быть :
• содержательно насыщенной;
• полифункциональной;
• трансформируемой;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Развивающая предметно-пространственная среда по познавательному развитию должна обеспечивать : возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах); возможность двигательной активности детей; возможности для уединения.
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в центрах активности группы, насыщенность по познавательному развитию должна соответствовать возрастным особенностям возрастной группы.
Создавая развивающую предметно – пространственную среду группы, как единого пространства для развития познавательных способностей дошкольников, необходимо решать задачи:
- обеспечить проявление самовыражения личности каждого ребенка;
- развивать его уверенность в себе, инициативность;
- творческие способности, самостоятельность и ответственность;
- уметь применять и осуществлять перемены;
- критически мыслить;
- осуществлять выбор;
- ставить и решать задачи;
- проявлять творчество, фантазию, изобретательность.
В группе рекомендуется создавать различные центры активности, в которых организуется основная деятельность детей, например: манипулятивный центр, центр грамоты и письма, строительный центр, центр науки, центр сюжетно-ролевой игры, центр искусств, спортивный центр. Правильно организованная среда позволяет уменьшить потребность ребенка в поддержке, оказываемой непосредственно воспитателем, что особенно важно т. к. это способствует гармоничному развитию детей, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических, физических качеств и познавательному развитию, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также самостоятельному поиску, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Материалы в центрах активности необходимо размещать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем самостоятельно убирать на место. Все материалы, используемые для самостоятельной и совместной деятельности, должны быть доступны детям, периодически обновляться.
Таким образом, можно сделать вывод, что решающую роль в построении среды стимулирующей познавательную активность у дошкольников принадлежит именно педагогам. Также наполнение и обновление центров должно происходить с учетом педагогических задач, интересов детей и с учетом реализуемого в данный момент в группе проекта.