Марина Деревнина
Роль развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известному педагогу Сухомлинскому В. А. принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Часто мы слышим выражение «мелкая моторика рук». Что же такое мелкая моторика?
Публикация «Роль развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Физиологи под этим понятием подразумевают движение мелких мышц кистей рук, то есть, разнообразные движения пальцами и ладонями.
Мелкая моторика- это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, в начале года, я обратила внимание на то, что дети не умеют держать карандаш, работать с пластилином, правильно пользоваться ложкой и др. Таким образом, сделала вывод, что мелкая моторика рук детей развита слабо.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
В настоящее время, актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, для эффективного развития ребёнка. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Наче говоря, чем лучше развиты пальцы малыша, тем проще ему будет освоить речь.
В прошлом веке знаменитая сегодня М. Мантессори заметила связь между развитием тонких движений рук и речью детей. Она заключила, что если с речью не всё в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры, развивающие мелкую моторику рук. И лучше всего начинать с пальчиковой гимнастики. Именно пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка :
-способствует овладению навыками мелкой моторики;
-помогает развивать речь;
-повышает работоспособность головного мозга;
-развивает внимание, память, мышление;
-развивает тактильную чувствительность;
-развивает восприятие и воспроизведение ритма.
Поэтому, я активно начала использовать с детьми пальчиковые игры. Для этого была создана картотека пальчиковых игр на различные темы, соответствующие рабочей программе.
Дети с удовольствием играют своими пальчиками, особенно интересна гимнастика под музыку. Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами.
Для этого в нашей группе есть много различных развивающих пособий и игр :
-игры с прищепками;
- игры с пипеткой;
-игры-шнуровки;
-игры с лентами;
- игры с сыпучим материалом
-игры с пуговицами;
-игры с пробками;
-игры с мячом-ёж;
-трафареты;
-игры с карандашами, пластилином и др.
Всё это доступно и интересно детям. В свободной деятельности они с удовольствием играют в данные игры, тем самым развивается их мелкая моторика рук!
Таким образом, чем раньше мы начнём развивать мелкую моторику рук ребёнка, тем быстрее он начнёт говорить, логически рассуждать и интеллектуально развиваться.