Светлана Примаченко
Консультация «Роль проектной деятельности в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль проектной деятельности в речевом развитии детей
Воспитатель: Примаченко С. Ю
Обращение к проектной деятельности как к средству речевого развития дошкольников, объясняю тем, что, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.
Публикация «Консультация „Роль проектной деятельности в речевом развитии детей“» размещена в разделах
Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?»
Несомненно, все вместе – это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения. К сожалению, мы – взрослые, все чаще относимся крайне неуважительно к слову, не владеем им, не умеем грамотно выражать свои мысли, недооцениваем роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.
Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности взрослого и ребенка, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные, реализуемые программой знания, умения и навыки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ним познавательные, творческие и другие задачи.
Например, при ознакомлении с социальным, предметным, природным миром у дошкольника пробуждается интерес к истории и культуре родного города, к людям, чьи имена носят улицы, к событиям, в честь которых воздвигнуты памятники, к жителям, с достижениями которых они знакомятся и т. д. Это, в свою очередь, имеет определенную ценность, как условие для развития детской вопросительности и формирования умения выражать свою познавательную потребность в слове. Дети начинают увлеченно задавать вопросы, рассуждать, анализировать, сравнивать, то есть у них развивается познавательный интерес, позволяющий систематизировать представления о событиях, о людях, предметах, их развитии в природе. И чем старше дошкольный возраст, тем ярче проявляется познавательно-речевая активность, которая переходит от любопытства к интеллектуальному, самостоятельному словесно-логическому мышлению.
В жизни большинства современных дошкольников семья занимает особое место: родители, близкие – это самые важные и значимые для них люди. Поэтому, огромную роль в воспитании у детей интереса к истории, культуре, природе своей малой родины отводим родителям, родственникам ребенка, поскольку истоки этого интереса во многом лежат в понимании и ознакомлении с традициями своей семьи. Общение дошкольника с близкими стимулирует его интерес к самопознанию, помогает устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим, заложить основы свойств личности, определить успешность его будущего. С учетом этого подхода, можно реализовать проекты познавательно-речевого и социально-нравственного направления «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Семья традициями сильна» и другие. В эту деятельность я включала специальные упражнения на освоение «трудных» звуков, развития внимания к звуковой стороне речи, воспроизведение звукоподражания животных и бытовой техники; упражнения на различение и употребление существительных в единственном и множественном числах; упражнения на формирование предпосылок монологической речи; проводила работу по обогащению словаря воспитанников. Итог такого проекта -составление семейных газет и их «защита» на итоговом занятии.
Примером ознакомления детей с историей своей семьи служит познавательно-исследовательский проект «Родословная моей семьи». Перед детьми ставится проблема, стимулирующая интерес ребят к ее изучению: «Кто такие родные? Что такое родословная?»
Проект, который развивает исследовательские умения детей : это создание альбома «Мой край родной», составление описательных рассказов по представленным фотографиям, об отношении детей к родному городу, к малой родине. «Что такое Родина? Какая бывает Родина? Можно жить без Родины?
Таким образом, у детей совершенствуются умения разных видов продуктивной деятельности. Например, рисование на тему «Дом, где я живу», нарисовать занавески не снаружи, а изнутри и рассказать. Данный этап проекта может стать основой для проявления индивидуальности детей, осознания ими своих способностей, решаются задачи по развитию коммуникативно-речевых навыков детей :
- обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта,
- развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи,
- развитие планирующей функции речи, за счет индивидуальных и коллективных форм работы,
- развитие грамматически правильной и выразительной речи.
В проектах открываются замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только детей, но и родителей и педагогов, посредством сопровождения детей в поисках необходимой информации в книгах, музеях, журналах, интернете, в оказании помощи в изготовлении промежуточных продуктов проекта и подготовке его к публичной презентации.
Данные подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.