Данилович Вера Александровна
Роль проектной деятельности в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый узнает лишь то,
что сам пробует сделать»
И. Г. Песталоцци.
Что значит развивать речь- это учить его разговаривать. С помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами. С ее помощью передается опыт, накопленный для следующего поколениями. Речь охвачена во всей деятельности человека. И в обществе всегда ценили грамотных, образованных людей, людей с красивой выразительной речью, способных свободно общаться со своим собеседником. Работая с детьми много лет, а также с детьми ОНР, я наблюдаю, что дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас. Я убеждаюсь в том, что ребенку нужна помощь взрослого, это родителей в первую очередь и педагогов. Что касается родителей, то при моем наблюдении не у всех четкая и грамотная речь. Поэтому разрабатывая план работы мероприятий на год, для родителей, мы включаем разные методы и формы для вовлечения их в образовательный процесс, как бы подталкивая их к новому – забытому старому «Научись сам, а затем научи ребенка».
Публикация «Роль проектной деятельности в развитии речи детей» размещена в разделах
Для меня, интересный и актуальный метод для развития познавательной активности дошкольников- это проектная деятельность. Проектная деятельность широко используется в сфере дошкольного образования, она дает возможность повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, находить разными способами информацию на заданную тему, где помощниками могут быть и их родители, что делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Поэтому, проектная деятельность-это эффективный метод для развития познавательно – речевого развития ребенка. .
В основе проектной деятельности лежит формирование познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Технология проектирования, является очень удобной в применении совместной работы воспитателя, детей и родителей.
Мною были разработаны проекты : «Скоро в школу мы пойдем», «Добрая дорога детства», «Покормите птиц зимой», «В каждом рисунке солнце», «Путешествие по сказкам», «Космос», «Огород на подоконнике», «Дорожная азбука», «Хлеб всему голова», «Здоровейка», и еще много разных и познавательных проектов.
Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Выбирая тему, всегда опираюсь на интересы детей, на то как могут проявить и помочь в реализации проекта родители. Подбираю информацию, внимательно изучаю её сама. Подбираю игры. Так как ребенок должен играть, познавая и развивая свою речь. Если рассмотреть один из моих проектов, например «В каждом рисунке солнце», который был направлен на проблему экологического воспитания. Одним из ожидаемых результатов- это владение активной речью во время беседы, при общении со сверстниками, просмотра видеоролика, рассматривании альбома, а также умение высказывать свои мысли в решении экологических задач. Но здесь мы не должны забывать, ребенок познает мир вокруг себя через игру.
Как мы достигли с ребятами этих результатов. Мы с ребятами создали экологический журнал «Хочу все знать». И на основании этого журнала мною был разработан план работы проекта. В проект включены экологические, словесные игры, которые заставляют детей развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, это «Планета и я», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Звери, птицы, рыбы» «Экологи», «Вода бывает разная». и др. После беседы о воде, дети провели эксперимент. Но сначала просмотрели мультфильм, как крокодил Гена прикрывал собой отверстие в трубе. Почему, Зачем? Вот и проблема. Которую дети должны решить. Во время беседы следила за речью детей, дети учились слушать, не перебивать своего товарища, а так же учились правильно, логически мыслить, как решить проблему воды. На опыте по очистке (фильтрации) воды, дети пришли к выводу: нельзя допускать загрязнения воды. Это опасно не только для человека, но и для всего окружения где мы живем. Родители тоже не остались в стороне: вместе с детьми рисовали на тему «в каждом рисунке солнце». После создали альбом.
В проекте «Дорожная Азбука» Дети в игровой форме учили правила дорожной безопасности. Это игры «Улицы города», «Мой автомобиль» «Пешеходы и водители», «Угадай знак», «четвертый лишний» и много других дидактических, словесных, подвижных игр.
В конце своей статьи, хочу сделать вывод: развивают речь, внимание, мышление, пополняют словарный запас слов благодаря играм, где ребенок учится всему, познает окружающий мир.