Александра Невелева
«Роль поощрений в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей практике часто сталкиваюсь с тем, что, когда родители не могут договориться с ребенком, они «покупают» его правильное поведение подарками (сладкое, игрушки и различного рода подарки). Ребенок привыкает к тому, что чтобы что-то сделать ему «должны заплатить». И чем дальше укрепляется данная система правил и отношений, тем дороже оплата так, как ребенку не хочется и неинтересно что-либо делать, это нужно взрослому, чтобы дети были самостоятельными, ответственными, добрыми и отзывчивыми. По своему опыту могу сказать, что исправлять подобное крайне трудно: детям не нравятся перемены, им удобны и нравятся отношения исключительно бартера и сделки, такие отношения просты и понятны. Но, к сожалению, подобные отношения несут в себе крайне мало морально-нравственных принципов и у ребенка формируется потребительская позиция и картина мира: все можно купить. У детей есть слово «хочу», а слово «надо» взрослое.
Публикация «„Роль поощрений в воспитании детей“» размещена в разделах
Как же воспитывать ребенка и подкреплять его поведение?
Совсем отказываться от поощрений не стоит, но они не обязательно должны быть материальными: совместная игра, какое-либо занятие (лепка, рисование, лишняя прочитанная сказка, разрешение чуть подольше поиграть – всё это тоже может быть преподнесено в качестве награды. Маленькому ребёнку для преодоления трудностей требуются сила воли, желание доказать себе и другим свою состоятельность. Поэтому положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во-первых, при отсутствии мотивации (Поскольку в силу возраста она еще формируется, в том числе и с помощью взрослых). И во-вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности не хочется. Например, маленькие дети, привыкшие к определенным условиям дома, отказываются делать что-то в саду (самостоятельно одеваться, есть и т. д.) и часто нужны не только сотрудничество родителей и воспитателей, но и дополнительная стимуляция к переменам.
Важно чтобы поощрение не выглядело :
1. Как заискивание – дети чувствуют, когда их боятся и зависят от них.
2. Как единственный способ получить любовь, внимание, ласку и подарки от родителя.
Подарки, внимание и ласка должны происходить от души, чтобы сделать приятное ребенку и себе. Иначе это прикрытая, но сделка.
Литература:
1. В. Сатир «Вы и ваша семья»
2. Я. Корчак «Как любить ребенка»
Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ ЦРР д/c №4 "Ручеек"
А. Р. Невелева